/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F735d088b8f297751bd99ab08e18d8d29.jpg)
Возвращение в Будапешт
Дональд Трамп и Владимир Путин встретятся во второй раз за короткий промежуток времени после саммита на Аляске в Будапеште. Итак, они будут вместе в городе, который более тридцати лет назад (то есть в декабре 1994 года) стал свидетелем Будапештского меморандума о гарантиях безопасности, по которому суверенная и независимая Украина вместе с Беларусью и Казахстаном отказалась от ядерного арсенала на своей территории.
Официальный Кремль гарантировал, что не будет угрожать ее независимости и территориальной целостности, а западные державы (США и Великобритания) обязались защищать Украину, если ее свобода будет нарушена. Три с половиной года войны в восточных регионах Украины жестоко свели на нет положения этого соглашения, касавшиеся Украины. (Мы не будем специально упоминать о его нарушении в 2014 году – после насильственной аннексии украинского Крыма Россией).
Таким образом, встреча в Будапеште приобретает очертания возвращения на место... чего-то, что несколько месяцев назад волшебным образом исчезло с официального сайта Белого дома Трампа – где уже нет и следа этого документа! Остался лишь "логистический" вопрос – каким маршрутом российский президент полетит в Будапешт. Союзники по НАТО не позволят ему лететь кратчайшим маршрутом, поэтому, очевидно – и как сообщают многие источники – он также совершит этот полет над Черногорией. (Было бы полезно, если бы, если это правда, мы услышали или увидели совместное заявление нашего Министерства иностранных дел и посольства США, которое бы устранило неприятные коннотации... У наших министров иностранных дел – как официальных, так и альтернативных – есть для этого одно "оправдание" – самолет Путина неизбежно пролетит и над Турцией...)
СВЯЗИ МИНИСТРА ХЕГСЕТА С РОССИЕЙ
Министр обороны США – а точнее, войны, как этот институт назвала администрация 47-го президента Трампа, указал, возможно, не желая этого делать, на главную проблему предстоящего саммита в Будапеште. Его галстук, в цветах и аранжировке российского триколора, на обеде в Белом доме по случаю третьего визита президента Украины Зеленского, вызвал насмешливые и очень негативные комментарии, за исключением случая с вице-президентом Вэнсом, который волшебным образом распознал цвета американского национального флага в российском. Стоит ли нам верить собственным глазам или Дж. Д. Вэнсу – вот в чем теперь вопрос! Многие интерпретировали этот шаг министра Трампа как неприятный ляп или крайне необдуманное намерение, что решающе не влияет на неприятный и горький символизм ситуации, или как показатель текущей американской позиции в отношении агрессии России против Украины. И в этом смысле есть серьезные сомнения и проблемы.
Возможно, лучше всего их подытожил в своем многозначительном заявлении глава Комитета по иностранным делам эстонского парламента Марк Миккельсон, написавший: "Визит Путина имеет четкую цель – показать слабость ЕС, позволившего путешествовать обвиняемому в военных преступлениях; позволить Венгрии высмеять Римский статут Международного уголовного суда (МУС); поддержать Орбана перед выборами; оказать давление на Трампа по поставкам ракет "Томагавк"; сломать единство НАТО и продолжить войну, одновременно влияя на Европу, чтобы она признала этот факт".
Этому впечатлению, безусловно, способствует – вольно или нет – президент Трамп, который сообщил журналистам, которых давно перестал удивлять смысл и интонация его (не)контролируемых заявлений, что в последнем из их телефонных разговоров он спросил Путина, что тот думает о поставках Киеву ракет "Томагавк". Путин, как ни странно, был против. А Трамп определил, что это очень дорогое оружие и что оно также очень ценно для обороны Соединенных Штатов!
БУДАПЕШТ: ПЕРЕГОВОРЫ ИЛИ СПЕКТАКЛЬ?
Аналитики также с особым вниманием следили за новым раундом переговоров Трампа-Зеленского, суть которых не могла скрыть подчеркнуто сердечная атмосфера (так отличная от их первой встречи, которая была полна уродливых сцен). Среди них преобладает мнение, что остановка войны на существующей линии фронта – это максимум, который официальный Вашингтон проектировал как достижимую цель.
Слабость администрации Трампа в отношении Кремля трудно скрыть, а неспособность – по крайней мере пока – предпринять решительные шаги к остановке войны и освобождению оккупированных украинских территорий является большим бременем для союзников по НАТО. Это видно из заявлений Генерального секретаря Альянса Марка Рютте. Некоторые украинские аналитики рассматривают появление Трампа как подтверждение желания остановить войну на существующей линии фронта. Кроме того, есть все шансы, что Трамп будет готов выполнить желание Путина относительно участия в выборах в Украине украинских партий с российским бэкграундом и поддержкой.
То же самое касается возобновления деятельности российской церкви в Украине, а также прав, связанных с использованием русского языка. Кроме того, ожидается настаивание Путина на ограничении ракетной программы Украины, а также масштабов военной/оборонной промышленности. Если бы было достигнуто соглашение, это означало бы, что ожидания России относительно проведения президентских и, вероятнее всего, парламентских выборов в ближайшее время будут уважаться.
В этом контексте американскую позицию по поставкам "Томагавков" также можно интерпретировать: если соглашение не будет достигнуто, то их поставка Украине гипотетически возможна – что лишь усугубит и без того отчаянную российскую ситуацию, связанную с нефтяными терминалами и нефтеперерабатывающими заводами, которые украинцы, хотя и ограничены типом и количеством имеющегося в их распоряжении оружия, все чаще и с большей точностью поражают, даже в местах, удаленных от линии фронта более чем на тысячу километров.
Будет ли что-то из этого, то есть что все это на столе переговоров в Будапеште – еще предстоит выяснить. Важные "детали", безусловно, могут включать переговоры по эксплуатации минеральных богатств ("редких полезных ископаемых"), что было одержимостью Трампа с самого начала его второго срока. Будет ли, и каким образом, если будет достигнуто мирное соглашение или прекращение огня, Китай также включен в игру, связанную с реконструкцией и развитием экономики в Украине – остается большим неизвестным. Бесспорно, что и в этом смысле Путина не устраивает завершение войны, которое оставит его полностью в стороне в треугольнике Вашингтон-Пекин-Москва. Но официальная Москва должна была бы думать об этом с первых дней "специальной военной операции", когда было понятно, что из обещанного "блицкрига" ничего не выйдет.
Миодраг Влахович (первый министр иностранных дел Черногории, посол Черногории в США, Канаде и Святом Престоле)