Испытано на себе: как доехать до Египта через две границы с заминированием мостов и без туалета
Для меня отпуск во время войны – это раздробленные, вырванные из рабочего ритма отдельные дни, которые тратишь на разные хлопоты, походы к врачу или тупое лежание на диване со старанием ни о чем не думать. Брать несколько недель, чтобы так тратить время, не видела смысла, полноценный отдых откладывался на... «когда она закончится…». Пугали длинный путь туда, где взлетают самолеты, и мысли о том, будет ли куда вернуться. Когда же этим летом только дважды выбралась на пляж, сказала себе: хватит! Хочу к Красному морю, красочным рыбкам и солнцу в безоблачном небе. Ибо жизнь может закончиться раньше войны, а в Египте начался сезон бархатной погоды и недорогих манго. Мой опыт - в дорожных заметках для Коротко про.
Без европейских условий
Можете фыркать, мол, есть лучше курорты, но мы с мужем и нашим другом Игорем полюбили Египет. Особенно в октябре, когда к холодным батареям добавляются холодные дожди, а там воздух и морская вода одинаково +30°С. Немного огорчила стоимость путевок, которая вдруг подскочила чуть ли не на треть по сравнению с летом, но решили не сдаваться. Отыскали более-менее доступную кошелькам гостиницу на центральной улице Шератон в Хургаде и начали собираться. Туроператор посоветовал ехать через Молдову, потому что проще пересекать границу, забронировал места в самолете и в автобусе.
Первый «сюрприз» ожидал на центральном автовокзале, когда выяснилось, что наш автобус опаздывает. Сначала на час, потом еще на час… Оказывается, какая-то сволочь сообщила о «заминировании» моста через Днестр со стороны Молдовы. Ситуация, согласитесь, нервная, особенно для пассажиров, у которых время прибытия в Кишиневский аэропорт почти совпадало с началом регистрации на самолет. Мы поблагодарили своего оператора, который оставил люфт в четыре часа (каюсь, раньше я на это ворчала).
Наконец-то вот он - наш европейский двухэтажный автобус. Усталая и нервная толпа берет его просто штурмом. Такой же усталый и нервный водитель объясняет, что перед «заминированным» мостом полиция с собаками держала их четыре часа. Это значит, что он сюда людей привез и теперь нас туда повезет без передышки. Сутки за рулем, как-то так… Хорошо хоть, что есть напарник.
Вселись, тронулись с места. Первое сообщение: туалет в салоне не работает, будут санитарные остановки каждые 3,5 часа. Мы о таком были предупреждены, а кто напился в дорогу чая, опять запереживал… Секрет «сломанных» туалетов я узнала позже. Все они целые, вымытые, высушенные, но…
– Это надо, чтобы была выгребная яма, была дезинфекция, дезодорация, а кто этим будет заниматься? Такого нет ни в Кишиневе, ни в Киеве, – объяснил водитель на одной из остановок.
Ну, это понятно: европейский автобус без европейских условий.
12 часов ночного переезда даже в комфортабельном автобусе – то еще испытание. Фото: busline.md
Для настроения хватит
Из приятного в автобусе – это хороший Wi-Fi, индивидуальное освещение и устройство для зарядки телефонов. Зря я тащила с собой павербанк, лучше бы дорожную подушечку захватила. 12 часов в положении сидя - то еще испытание. Выручали санитарные остановки, где в очереди в женский туалет (а большинство пассажиров составляли женщины и дети, мужчины были представлены немногочисленными пенсионерами) можно было минут десять разминать ноги.
Паспортный контроль и таможню прошли действительно без проблем. Водитель собрал паспорта, а затем их раздал. По салону пробежала молодая овчарочка. В Кишинев прибыли в час ночи, все на свои рейсы успели.
Мы от 12-часового сидения отдохнули 3-часовым стоянием. Кишиневский аэропорт был набит людьми. Это если бы в киевские «Жуляны» поместили пассажиропоток «Борисполя». Кто долго ждал регистрации, умещался прямо на полу. Еще в Кишиневе своеобразный Duty Free: из пробников духов здесь скручивают пульверизаторы – чтобы не поливались даром, алкоголь в пакеты не запечатывают. Желающие открывали бутылки прямо у кассы.
– Для настроения хватит на троих? - подмигнула нам продавец, вручая чек за 150-граммовую бутылочку какого-то местного виски.
Перелет прошел без приключений. Шаг из двери самолета - и это блаженное мгновение, когда тебя окутывает теплый, сухой, пропитанный солнцем воздух. В дороге прошли сутки. Еще немного, и мы на берегу Красного моря…
Хлещем пиво по пятдесят...
- Сына, здесь нет еды, нет воды, нет жизни! Здесь есть только море, - поднимает руки к пыльным люстрам в холле гостиницы молодая женщина. И обращается к нам, чтобы дальше жаловаться.
Они с сыном приехали из России, в первый день отдыха не нашли в кранах воды, в столовой - еды, которую считают съедобной. Воду впоследствии дали, а качество обедов осталось тем же.
– Сын здесь ест только хлеб, а я держусь на пиве. Но его же дают… - дамочка отчаянно потрясла 50-граммовым пластиковым стаканчиком со следами пенки. В такую компактную тару здесь наливают все: местный алкоголь - на донышко, кока-колу, спрайт или пиво - до краев.
– И за 7 дней вот в этом я заплатила 200 000 рублей… – женщина закатывает глаза и уходит.
«Хорошо развели москаликов!» – гигикаем мы, подсчитав, что неделя в отеле La Rosa стоила россиянам 2300 долларов. Мы хоть вдвое меньше заплатили. Хотя… претензий к гостинице действительно больше, чем могли себе представить. Даже наш гид Ахмет сказал на украинском: «дешева рибка - погана юшка». Здесь развалено все, что могло развалиться, в зоне для курения нет пепельниц, в туалетах – бумаги. Курица-гриль хронически пересушенная, картофель принципиально недоваренный или недожаренный. И поругание над святым - даже не крутят лебедей из серых, сто раз застиранных полотенец.
Но море покрывает все, поэтому даже на грубых деревянных топчанах туристы чувствуют себя счастливыми.
Номер с видом на море хоть чуть-чуть компенсирует недостатки отеля. Фото: автор
«Би-би-бип» и божественные рассветы
– А акулы там есть? Очень акул боюсь, - дородная женщина все не решается зайти в воду. Несколько минут назад она задавала этот же вопрос нашему другу Игорю и, верно, решила со мной перестраховаться.
– Да не бойтесь, нет акул, все свободно купаются, – успокаиваю.
Дама из Волыни, приехала с землячками на десять дней и уже присмотрела для себя бизнес.
– Хочу кремов купить. Здесь они по доллару, а продам по два, – делится планами практичная волынянка.
Египетская косметика и лекарства считаются качественными, а потому раскупаются туристами на ура. Аптек на Шератоне не меньше магазинов со шмотками и сувенирами, из гостиниц даже организуют специальные фармтуры. Что касается других товаров, то «диких» уличных продаж на центральной улице Хургады стало меньше, однако появилась новая фишка – через каждые 5 – 10 метров подскакивают молодые арабы, чтобы ткнуть в нос бумажные полоски с ароматами: «Духи, духи!» Что это за «духи», мы так и не поинтересовались.
Прогулки по вечернему Шератону – это на любителя огней и шума. С одной стороны - сияющие витрины, с другой – поток автомобилей и непрерывное «би-би-бип». У местных автолюбителей это такое развлечение – кто кого "перебибикает".
Перейти проезжую часть – настоящий квест, в Египте не существует ни светофоров, ни «зебр», ни правил. Можно 5 и 10 минут стоять на обочине в ожидании зазора. Мы обычно высматривали местных и цеплялись им "на хвост".
Такие променады развлекают, но и утомляют. Возвращение в тишину отеля становится приятным. Особенно, когда вас окружают кошки разных цветов и размеров. Вот чего не отнять у La Rosa, так это хвостатиков.
– Они их специально здесь разводят, чтобы подавлять негатив, – выдвинул версию наш друг.
Кроме кошек, позитив несут рассветы. Они здесь божественные, долго спать – это не о Хургаде. Солнце восходит в семь утра ровно между двумя холмами на песчаных островах - красное, медленное, величественное, как сам Атон. Просто не верится, что все это в действительности, а не в кино.
Последний рассвет, последнее манго
«Дежурный по бассейну отсутствует. Купание на свой страх и риск», - предупреждает на трех языках табличка. Желающих рисковать нет. И не из-за отсутствия дежурного, а из-за сомнительной чистоты бассейна с совсем потрескавшимся дном. Зато в ресторане, который в час пик напоминает столовую пионерского лагеря, у столика с зубочистками постоянно торчит смотритель. Потому что здесь иногда появляются бумажные салфетки, и он следит, чтобы сразу все не расхватали.
Еще более острый дефицит – столовые ложки. Чтобы похлебать тыквенный суп (единственный пригодный к употреблению, в Египте с первым всюду беда) нужно обратиться к смотрителю, стоящему у раздачи, тот пойдет ловить официанта, как поймает - пошлет на кухню. Официант вернется с одной ложкой и вручит вам ее торжественно - как приз. Остальные едоки будут бросать в спину завистливые и укоризненные взгляды.
Персонал в нашей гостинице приветлив, но хитроват. Не только у нас создалось впечатление, что это имидж такой – "мы к вам пофигисты, а вы все равно к нам едете". И едут - из Польши, из Балтии, конечно, из Украины. С россиянами мы больше не встречались, если не считать пенсионеров из Ханты-Мансийского округа.
Сколько бы ни длился отдых, а всегда приходит последний день. Последний рассвет на море, последнее купание, последнее съеденное на пляже манго. И тогда все бытовые проблемки, недожаренный картофель или пережаренный цыпленок кажутся ничего не стоящими мелочами.
Дорога домой тоже заняла сутки и была утомительной. На украинской границе сначала нам разрешили строго по два втихаря сбегать в туалет за углом, потом загрузили в автобус и… всех возле того же туалета выгрузили. Что-то искали в салоне, но так не нашли. Еще 5 часов по своей земле, и вот он – Киев.
Предупреждение в бассейне – "Купание на свой страх и риск". Фото: автор