"Надзор без надзора": комитет поддержал компромиссный законопроект об обеспечении прозрачности ОМС
"Надзор без надзора": комитет поддержал компромиссный законопроект об обеспечении прозрачности ОМС
В понедельник подкомитет по вопросам административно-территориального устройства Верховной Рады поддержал законопроект №14048 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения законности и прозрачности в деятельности органов местного самоуправления", рекомендовав его ко второму чтению. Как сообщил в своей заметке в Facebook председатель профильного подкомитета Виталий Безгин, при рассмотрении в подкомитете была учтена одна правка и отклонена - 2416 правок.
Он уточнил, что депутаты учли позицию органов местного самоуправления, что надзор должен осуществляться именно по делегированным полномочиям. Также учтена позиция Европейской комиссии, что вопрос кадрового резерва должен решаться не в этом законопроекте, а в законодательстве, регулирующем государственную службу. Эти нормы были изъяты.
Поддержанная подкомитетом редакция будет засчитана, как выполнение индикатора Ukraine Facility, в случае ее поддержки Верховной Радой во втором чтении.
В комментарии ZN.UA Виталий Безгин отметил, что сейчас вокруг введения надзора за законностью решений местного самоуправления сложился "шаткий компромисс".
"Подкомитет поддержал законопроект №14048 в той редакции, которая была поддержана тремя ассоциациями (УАРОР, АГУ, АОТГ). Относительно первого чтения произошли два изменения: надзор сфокусирован на делегированных полномочиях, кадровый резерв убран из тела проекта. Мы имели предварительную коммуникацию с Еврокомиссией по такой редакции и она им ок. Что касается кадрового резерва, то это в целом были их рекомендации. У нас есть законопроект №13478-1 о конкурсах на государственную службу, также Ukraine Facility, очень вероятно, что эти нормы могут быть перенесены туда", - пояснил глава подкомитета.
В Ассоциации городов Украины отметили, что поддерживают законопроект №14048 в редакции, которая обеспечит соразмерность надзора и координацию органов контроля и надзора на местном уровне.
Ее исполнительный директор Александр Слобожан на заседании комитета заявил, что важно поддержать законопроект №14048 в редакции подкомитета для того, чтобы выполнить соответствующий индикатор Ukraine Facility и продолжить реформу по децентрализации, в том числе проведя необходимое разграничение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части определения собственных и делегированных полномочий самоуправления.
Сегодня комитет Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства поддержал законопроект №14048 ко второму чтению.
В то же время член профильного комитета народный депутат Украины Роман Лозинский заявил в моей заметке в Фейсбуке, что комитет поддержал законопроект в концепции, которую можно описать только как "Надзор без надзора".
"Законопроект #14048 в предложенной комитетом редакции — это выстрел в ногу во время марафонского забега Украины в Евросоюз... Депутаты "Слуги народа" и Ассоциация городов Украины сознательно выдавили из будущего закона нормы о надзоре за большинством (более 90%) решений местных советов... По сути создаются условия для "надзора без надзора" - и это путь к феодализму и коррупции на местах, которая, так выглядит, что устраивает власть", - отметил депутат.
Он объясняет, что в редакции первого чтения этого законопроекта был надзор относительно законности за всеми решениями (делегированными и собственными). В то же время, по словам народного избранника, ко второму чтению была учтена только одна правка, суть которой — не распространять надзор на собственные полномочия, составляющие более 90% всех решений местных советов.
"То есть различные "Туалетные схемы" Киева и в дальнейшем останутся в "серой зоне" права.На них не будет предохранителя — инструмента реагирования на такие нарушения и их устранения в досудебном порядке. Особенно показательным является изменение позиции Ассоциации городов Украины (которую возглавляет мэр Киева Кличко), которая поддерживала предыдущие редакции законопроектов, предусматривающие надзор за "собственными" полномочиями. Но АГУ резко изменила позицию на 180 градусов в феврале 2025 года — именно после того, как НАБУ разоблачило преступную организацию в Киевском городском совете, связанную с дерибаном столичной земли", - пишет Роман Лозинский.
Этим решением, по его убеждению, депутаты не только игнорируют необходимость внедрения инструментов "для остановки местного феодализма", но и прямо нарушают международные обязательства по Ukraine Facility.
"Монобольшинство фактически хочет "продать воздух" нашим европейским партнерам, обещая реформу, которой не произойдет. Неужели кто-то считает, что европейские партнеры не зададут нам вопрос: "А что это было? А зачем вы это сделали?". Я категорически против такого искажения механизма надзора. Поэтому предлагал учесть правку об исключении абзацев, которые сужают предмет надзора только до делегированных полномочий. Нам нужен инструмент для реагирования на сомнительные и рисковые акты ОМС", - констатирует депутат.
Напомним, что редактор отдела внутренней политики ZN.UA Инна Ведерникова пообщалась с экспертами, авторами законопроектов, представителями профильного комитета и министерства, АГУ, а также куратором направления офиса президента об альтернативных законопроектах по госнадзору за органами местного самоуправления и реформой системы территориальных органов власти. Подробнее об этом, читайте в статье "Надзор за ОМС. Системная реформа или формальность под деньги ЕС?".