WSJ: Зарубежные активы "Лукойла" покупает швейцарская компания, основанная совместно с соратником Путина
WSJ: Зарубежные активы "Лукойла" покупает швейцарская компания, основанная совместно с соратником Путина
Торбьерн Тернквист только что заключил одну из самых значимых сделок в своей карьере, перехватив зарубежные операции "Лукойла" вскоре после того, как российский нефтяной гигант попал под санкции США. Если Вашингтон и Лондон одобрят это приобретение, оно решит серьезную проблему для России и одновременно значительно расширит масштабы энергетической империи 71-летнего трейдера. Gunvor — крупная швейцарская торговая компания, основанная Тернквистом совместно с соратником Владимира Путина, — вырастет, поглотив автозаправочные станции от Бронкса до Сицилии, нефтеперерабатывающие заводы по всей Европе и нефтяные месторождения на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, пишет The Wall Street Journal.
Ни "Лукойл", ни Gunvor не раскрыли стоимость сделки и не сообщили, как она будет структурирована. По данным источников, следящих за процессом, международное подразделение "Лукойла" может оцениваться примерно в $20 млрд. Однако финансирование сделки может оказаться непростым: западные банки крайне осторожны в сделках, связанных с Россией. По словам источников, знакомых с деталями, наиболее вероятный вариант предполагает, что Gunvor будет перечислять "Лукойлу" долю будущей прибыли от приобретенных активов после окончания войны.
Торбьерн Тернквист вырос в Стокгольме, где изучал экономику. Карьеру он начал в BP в 1970-е годы, когда нефтяные рынки открывались после шока, вызванного арабскими нефтяными эмбарго. После работы в двух торговых фирмах в середине 1990-х он запустил собственное предприятие по продаже российского мазута из Эстонии.
Западные бизнесмены тогда массово направлялись на постсоветское пространство, чтобы торговать нефтью и металлами. Вскоре Тернквист объединился с Геннадием Тимченко, бывшим советским торговым чиновником, знакомым с Путиным по работе в мэрии Санкт-Петербурга. В 1997 году они создали компанию, ставшую прообразом Gunvor.
Прорыв произошел вскоре после того, как Тернквист узнал, что Москва собирается конфисковать нефтяные активы у критика Путина Михаила Ходорковского. Gunvor оперативно организовала поставки сырья, чтобы нефть продолжала поступать на мировой рынок. Этот шаг превратил небольшую балтийскую компанию в одного из крупнейших игроков мировой торговли нефтью. В лучшие годы Gunvor контролировала до 30% российского морского экспорта нефти. Главным преимуществом компании была ее логистика.
"Мы не отрицаем, что имеем отличные контакты, — говорил Тернквист в интервью Reuters в 2007 году. — Но привлекать господина Путина или его сотрудников к этому разговору — чистая спекуляция".
Год спустя Тимченко в интервью The Wall Street Journal назвал слухи о своей работе на спецслужбы "сказкой" и добавил, что слишком занят, чтобы встречаться с Путиным, своим давним знакомым и партнером по дзюдо.
После аннексии Крыма в 2014 году санкции США против Тимченко едва не уничтожили компанию. Администрация президента США Барака Обамы утверждала, что сам Путин имеет инвестиции в Gunvor и может иметь доступ к ее средствам — обвинения, которые компания назвала "ложными и возмутительными".
Чтобы спасти бизнес, Тернквист выкупил долю Тимченко, продал российские активы и переориентировал компанию на новые направления — прежде всего на сжиженный природный газ и американский рынок.
"Gunvor действительно навела порядок после введения санкций против России, но вся компания исторически выросла из российского бизнеса, связей и опыта", — отметил Ади Имсирович, преподаватель Оксфордского университета и бывший трейдер "Газпрома".
Тернквист никогда полностью не разрывал связей с Россией. Gunvor оставалась крупным экспортером нефти и владела долей в огромном терминале в Санкт-Петербурге. По словам представителя компании, продать этот актив не удалось. Как и другие руководители торговых домов, Тернквист посещал московский офис "Роснефти" вплоть до вторжения в Украину в 2022 году. А после начала войны компания быстро свернула деятельность, подтверждают данные судоходства и источники, знакомые с ее операциями.
Ранее сообщалось, что нефтяная империя Вагита Алекперова (богатейшего нефтяного магната России с капиталом $28 млрд по оценке Forbes) скорее всего заканчивает свою жизнь. Подсанкционный "Лукойл", в котором Алекперову принадлежит доля 28%, без иностранных активов потеряет 30% выручки. Из-за санкций и спровоцированной ограничениями распродажи "Лукойл" потенциально теряет 15-17% всей добычи углеводородов, ведь вне территории РФ он добывает 6,5% нефти и почти половину газа.