/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F35%2Fc87391fa32fb7e9da34da69721d9c689.jpg)
Почему переговоры о вступлении в ЕС могут длиться десятилетиями и как этого не допустить
4 ноября в Брюсселе был опубликован отчет Еврокомиссии о реализации политики расширения – так называемый Пакет расширения.
В этом году в контексте оценок у нас есть две новости.
Первая – темпы проведения реформ оценены в этом году несколько лучше, чем в прошлом.
Имеем хороший прогресс по 15 переговорным разделам.
Вторая – ни по одному из разделов нет падения общей оценки подготовки к членству, а в семи разделах мы имеем даже ее повышение, что является довольно позитивной динамикой.
Подробнее об отчете и о том, что должна сделать Украина для ускорения процесса вступления, – в статье кандидата политических наук Ивана Нагорняка ЕС оценил не только реформы.
Почему отчет о расширении-2025 стал успешным для Украины.
Далее – краткое изложение.
Правительство Украины в 2025 году выполняло двойную задачу по евроинтеграции.
То есть – и успешное проведение скрининга (анализ адаптации законодательства Украины к нормам права ЕС в рамках переговорного процесса), и проведение евроинтеграционных реформ.
Если по второму направлению еще остается много работы, то скрининг успешно прошел на достаточно высоком уровне.
Как следствие, благодаря такой активной подготовке Украина получила в Отчете положительные рекомендации по открытию трех кластеров переговоров.
Это прежде всего критически важный Кластер 1 "Основы" с семью разделами, Кластер 2 "Внутренний рынок", который включает в себя девять переговорных разделов, и Кластер 6 "Внешние отношения" с двумя чрезвычайно важными для Украины разделами, касающимися интеграции в общую внешнюю и оборонную политику ЕС, а также внешней торговли.
Соответственно, если все же удастся снять вето Венгрии, это откроет путь к началу переговоров более чем по 50% всех разделов, предусмотренных переговорной рамкой с Украиной.
Ведь по процедуре при открытии кластера автоматически открываются все разделы, входящие в него.
Положительным результатом скрининга стало то, что Украина получила четкое представление, какие именно акты права ЕС являются приоритетными для Евросоюза, а какие могут быть имплементированы уже после вступления в рамках переходных периодов.
Для упорядочения этого процесса правительство уже до конца года хочет представить Национальную программу адаптации национального законодательства к актам права (acquis) ЕС (или NPAA) – это документ, который, по сути, станет основным ориентиром нашей евроинтеграции и заменит все существующие планы и стратегии в этой сфере.
Это будет подробный, расписанный пошагово инструмент, который будет включать сотни, а местами и тысячи мер, необходимых для успешного завершения переговоров в каждом из разделов.
Однако с текущим подходом к реформам наши переговоры о вступлении в ЕС могут длиться десятилетиями.
А такой роскоши у нас нет.
Одним из первоочередных шагов должна стать реформа парламентской процедуры.
Необходимо ввести упрощенную процедуру рассмотрения евроинтеграционных законопроектов в Верховной Раде.
Соответствующий законопроект №13653 уже зарегистрирован.
И еще: для дальнейшего прогресса вступления Украины в ЕС нам крайне важно воздержаться от шагов назад.
События июля 2025 года, когда были сужены полномочия НАБУ и САП, стали негативным сигналом для ЕС, который мы едва успели нейтрализовать.
В противном случае последствия могли бы быть очень неприятными для нас, ведь вопросы верховенства права и борьбы с коррупцией будут основными для ЕС на протяжении всего переговорного процесса.
У нас есть большое количество союзников среди руководства европейских институтов и государств-членов ЕС.
Последнее, чем стоит заниматься, – это подрывать их доверие и веру в наше членство в ЕС.
Подробнее – в материале Ивана Нагорняка ЕС оценил не только реформы.
Почему отчет о расширении-2025 стал успешным для Украины.