MY.UAНовости
Метро на Троещину, "мертвые станции" и уничтоженные архивы: что скрывает киевская подземка
Метро на Троещину, "мертвые станции" и уничтоженные архивы: что скрывает киевская подземка

Метро на Троещину, "мертвые станции" и уничтоженные архивы: что скрывает киевская подземка

65 лет назад первый поезд киевского метро отправился от "Вокзальной" до "Днепра". Сегодня подземка, которая когда-то была символом развития, все чаще нуждается в ремонте. После аварии между "Демеевской" и "Лыбедской" стало очевидно: киевское метро входит в век капремонтов. Фокус выяснил, почему система работает на пределе, чем грозит уничтожение проектных архивов и почему "метро на Троещину" остается политическим мифом.

В этот день, 6 ноября 1960 года первый поезд киевского метро отправился от "Вокзальной" до "Днепра" — пять станций и всего 5 километров пути, которые фактически сшили центр города. В 1987-м к этой оси добавилась "Театральная", сделавшая пересадку в самом сердце Киева неотъемлемой частью городской жизни.

Сегодня, вспоминая эти даты, мы уже не можем говорить о метро только языком романтики и инженерной гордости, все чаще речь идет об усталости конструкций, отложенных ремонтах и "бомбах замедленного действия" под ногами граждан.

История киевского метрополитена — это история успеха, который давно нуждается в честном аудите. Авария на перегоне "Демеевская" — "Лыбедская", закрытые выходы, вечно "временные" решения и бесконечные разговоры о метро на Троещину обнажили главную проблему: город пользуется инфраструктурой, которую не готов системно обслуживать. О том, почему киевское метро входит в век капремонтов, почему четвертая ветка выглядит скорее политическим, чем транспортным проектом, и почему без усиления наземного транспорта столица рискует оказаться в транспортном коллапсе, Фокусу рассказывает преподаватель кафедры городского строительства КНУСА и директор команды "ПроМобильность" Дмитрий Беспалов.

Метро, которое стареет: почему киевская подземка нуждается в срочном обновлении

После аварии между "Демеевской" и "Лыбедской" стало очевидно: киевский метрополитен имеет проблемы, о которых десятилетиями предпочитали молчать.

В декабре 2023 года на перегоне синей ветки под землей начала проседать грунтовая масса, в тоннель попадала вода с песком, а на поверхности появились трещины. Из-за риска обвала движение на участке пришлось остановить.

Как впоследствии выяснили эксперты, главная причина аварии — ошибки при проектировании и строительстве, а также отсутствие надлежащего закрепления грунтов в пойме реки Лыбидь. Строители фактически "сэкономили" на безопасности, а через несколько лет это дало о себе знать.

Участок пришлось восстанавливать почти с нуля: проложили новую вставку тоннеля длиной около 27 метров и усилили прилегающие конструкции.

Сумма убытков, по данным следствия, превысила 165 миллионов гривен. Уголовное производство открыли по статье о служебной халатности.

"Этот кейс может повториться. Мы просто забыли, что подземка стареет. И под землей могут оставаться десятки таких "бомб замедленного действия", — говорит Фокусу Дмитрий Беспалов.

После аварии начали искать другие потенциально опасные участки, но результаты проверок так и не обнародовали. Киевское метро, как признает сам специалист, — стареющая система без независимого технического контроля.

Капремонт, как строительство с нуля

Киевское метро работает более полувека. С точки зрения инженерии это уже возраст, когда объект нуждается в полной модернизации.

"В Европе старые метрополитены проходят капитальные ремонты постепенно. У нас это станет большой проблемой по двум причинам: деньги и отсутствие альтернативы. Закрыть ветку даже на несколько месяцев — значит парализовать город", — объясняет Беспалов.

В Европе, когда временно перекрывают часть метро, систему компенсируют усиленным наземным транспортом. В Киеве же метро — фактически монополист, и остановка одного участка сразу создает коллапс.

К этому добавляется еще одна проблема: город изменился, а под землей — те же тоннели.

"Подземные воды, сваи новостроек, геологические процессы — все это влияет на конструкции. Мы вмешались в природный баланс, и теперь придется с этим жить", — отмечает эксперт.

Метро на Троещину — проект-призрак

Отдельная боль — ветка метро на Троещину. По словам Беспалова, этот проект существует скорее как политический мем, чем реальный план.

"Мы делали исследование для Офиса трансформации Максима Бахматова и обнаружили, что проект петляет — вместо прямолинейного маршрута он возвращает назад. Это показывает: у города нет институциональной способности вести такие масштабные проекты. Киев не может даже крышу починить или стекло поставить, не то что строить метро на десятки миллиардов", — говорит эксперт.

Даже если бы была воля, бюджета города все равно не хватило бы.

"Теоретически можно было бы отказаться от социальных программ и строить только метро — но это фантастика. Следовательно, деньги пришлось бы брать в долг", — добавляет он.

Последние решения Киевсовета относительно "разрешения искать кредит" Беспалов называет политическим жестом.

"Депутаты просто создали хайп. Мол, опять метро на Троещину — значит, скоро выборы", — иронизирует он.

По мнению специалиста, нормальные международные доноры не будут финансировать столь устаревший и экономически неоправданный проект.

Единственная польза, которую он видит в "четвертой ветке", — это пересадочные станции. Две дополнительные пересадки — на "Тараса Шевченко" и "Лукьяновке" — могли бы существенно разгрузить переполненные переходы вроде "Театральная — Золотые ворота".

Метро за миллиард гривен за выход

Другая больная тема киевской подземки — так называемые "мертвые станции", то есть те, что частично построены, но никогда не были запущены.

Самая известная из них — "Львовские ворота", замороженная между "Лукьяновкой" и "Золотыми воротами". По словам Дмитрия Беспалова, место для станции выбрали правильно: именно там сходятся несколько важных пассажиропотоков, а потенциальная нагрузка оправдывает ее существование. Однако объект так и остался в бетоне — без выхода на поверхность.

"На одном из совещаний мы когда-то подсчитывали: построить полноценный выход из метро — это около миллиарда гривен. Один выход — один миллиард. И это без учета возможных осложнений в почве или перекладывания коммуникаций", — говорит Беспалов.

У города не нашлось ресурсов, а попытки привлечь частных инвесторов провалились. Бизнес не видит экономической целесообразности вкладывать такие деньги в проект, который не окупается.

"Когда-то обсуждали идею передать часть помещений под торговые площади, чтобы хотя бы частично вернуть вложения. Но даже в этом случае рентабельность не сходилась. Инвестор должен был бы ждать десятилетиями, чтобы выйти "в ноль", — объясняет эксперт.

Похожая ситуация — со станцией "Вокзальная", которая до сих пор имеет только один выход, хотя по всем строительным нормам на такую загруженную станцию должно быть два.

"Эти эскалаторы постоянно ремонтируют, и каждый сбой блокирует половину вокзального трафика. Но вопрос второго выхода десятилетиями откладывают, потому что нет средств", — добавляет Беспалов.

Таким образом, в столице постепенно накапливается архитектурная "серая зона" — недостроенные или недооборудованные станции, которые не выполняют своих функций, но уже стоили городу миллионы. Для киевлян это означает не только потерю удобства, но и повышение рисков в случае чрезвычайных ситуаций, ведь любая авария или пожар на станции с одним выходом превращается в ловушку.

Метро под грифом "секретно"

О реальном состоянии столичной подземки доподлинно не знает никто.

"Метрополитен — это объект двойного назначения, частично военный. Поэтому любая информация о техническом состоянии тоннелей, гидроизоляции или трещинах на стыках конструкций имеет гриф "для служебного пользования". Даже если журналисты или депутаты подадут официальный запрос, ответ, скорее всего, будет формальным или неполным", — говорит Беспалов.

В результате общество не имеет доступа к базовым данным о безопасности метро, а контроль сводится к внутренним отчетам предприятия. Независимой экспертизы, которая бы оценивала реальное состояние сооружений, просто не существует.

"Фактически мы ездим под землей "на доверии". Мы не знаем, когда в последний раз проверяли гидроизоляцию или несущие элементы тоннелей. А если и проверяли — результаты остаются за закрытыми дверями", — добавляет эксперт.

По техническим нормативам, большинство тоннелей уже подошли к черте, когда нужен капитальный ремонт или глубокая ревизия конструкций. Изначально метрополитен проектировали из расчета на сто лет эксплуатации, но при совсем других условиях — с меньшими нагрузками, более низкой плотностью движения и более стабильными грунтами.

"Во времена Черновецкого метро возило более полутора миллионов человек ежедневно. Очереди на станциях были такие, что ставили "трамбовщиков". Эти нагрузки, которых проектом даже не предусматривали, ускорили износ конструкций", — продолжает Беспалов.

Сейчас пассажиропотоки меньше — война, пандемия, релокация бизнесов — но инженерная усталость накапливается. Вибрации, постоянные температурные перепады, подземные воды и отсутствие полноценных ремонтов постепенно разрушают бетон и металл.

"Киевский метрополитен десятилетиями работает без системного обновления. Мы привыкли, что он просто есть, но каждый год отложенного ремонта приближает новую аварию", — говорит эксперт.

Один вагон на всю подземку

Во время парламентской комиссии после аварии между "Демеевской" и "Лыбедской" выяснилось, что у Киевского метрополитена есть только один специальный вагон, который измеряет состояние путей и тоннелей.

"Это их собственная лаборатория. Она не независимая. Фактически контроль осуществляет сам метрополитен, который заинтересован показывать "нормальные" результаты", — говорит эксперт.

Проверка состояния сооружений основывается на человеческом факторе: рабочие ежедневно обходят тоннели и "на глаз" ищут проблемы.

"Человек может заметить или не заметить. А если заметил — неизвестно, передадут ли его запись наверх. Не исключено, что начальник просто говорит: возьми цемент и замажь, что там течет", — добавляет Беспалов.

Правоохранители, которые расследовали аварию, так и не смогли установить виновных: проектанты, строители или сам метрополитен. Но сделать это оказалось невозможно — проектная документация на этот участок была уничтожена.

Без чертежей и технических расчетов эксперты не могут установить, была ли ошибка в расчетах или экономия на материалах.

"Это абсурдная ситуация. Когда страна уничтожает проектную документацию на стратегические объекты, она фактически уничтожает доказательную базу. Тогда проще всего все списать на "неправильную эксплуатацию", — продолжает эксперт.

Архивы старых проектов киевского метро частично исчезли после ликвидации института "Киевпроект", который десятилетиями был главной проектной организацией города. Его здание передали под коммерческую застройку, а документы — фактически никому. Часть технических материалов, по словам Беспалова, удалось спасти случайно.

"Некоторые тома лежат у нас на кафедре городского строительства. Их просто не было куда вывезти — мы забрали, чтобы не попали на свалку. Это архивы объектов, которые до сих пор существуют и эксплуатируются", — говорит эксперт.

Уничтожение проектной документации создает прецедент полной безнаказанности. Без первичных чертежей невозможно определить, были ли отклонения при строительстве умышленными или из-за халатности. А значит — невозможно привлечь к ответственности ни одну сторону.

"В таких условиях каждая новая авария превращается в детектив без финала. Мы не имеем документов — значит, не имеем и виновных", — резюмирует Беспалов.

Почему в Лондоне работает, а у нас — трещит

На вопрос, почему старейшее метро мира — лондонское — до сих пор функционирует, эксперт отвечает коротко: эксплуатация.

"Там могут ездить старые трамваи или поезда, но они исправны. Потому что заменяют детали по сроку, а не после аварии. Это называется планово-предупредительный ремонт. Он дешевле и безопаснее", — объясняет он.

В Украине же часто ремонтируют только после обвала или затопления.

"Иногда мы даже не знаем, что внутри, — все зашито металлом, как на "Святошин". Там после ремонта снова пошла вода, а часть тоннеля просто закрыли профилем. Это новая станция — но проблемы старые", — подытоживает Дмитрий Беспалов.

Фокус также писал, что "Укрзализныця" опровергла приостановку движения поездов в прифронтовых регионах.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Сергей Притула насмешил реакцией на неожиданное появление Джоли в Украине: "Вся надежда на миссис Смит"
TSN
2025-11-06T12:36:49Z
Как выглядит Рианна после третьих родов: первое публичное появление
GlavRed
2025-11-06T12:36:14Z
Визит Джоли в Херсон и Николаев: с кем встретилась и что сказала актриса
TSN
2025-11-06T12:24:27Z
Роман Сасанчин впервые полностью показал свою новую девушку, с которой закрутил роман после развода
TSN
2025-11-06T12:21:40Z
Известная украинская певица, которая недавно впервые стала мамой, растрогала кадрами с маленькой дочкой
TSN
2025-11-06T12:21:23Z
Гуманитарная миссия Анджелины Джоли в Украине оказалась в тени из-за действий ТЦК: эксперт рассказал о ситуации
Апостроф
2025-11-06T11:12:26Z
Елена Мозговая трогательно поздравила маму с 71-летием и очаровала теплой фотографией с ней
TSN
2025-11-06T11:08:54Z
Аудит: музею Лувра понадобятся годы, чтобы исправить проблемы с безопасностью
Европейская правда
2025-11-06T10:15:59Z
Саливанчук рассказала о родственниках в России и призналась, почему стесняется прошлого: "Они зомбированы"
TSN
2025-11-06T10:06:03Z
Заправка авто ударит по карману: водителей предупредили о неизбежном росте цен - когда готовиться
Знай
2025-11-06T12:12:57Z
Что будет с курсом доллара в ноябре: прогноз банкира
TSN
2025-11-06T12:06:45Z
Полмиллиарда на "восстановление": фирма, связанная с экс-мэром Ирпеня Карплюком, получила заказ без тендера
Знай
2025-11-06T11:51:36Z
Введение CBAM может снизить ВВП Украины на 10% - Метинвест
TSN
2025-11-06T11:06:28Z
НБУ посчитал деньги граждан: сколько налички в карманах украинцев
Хвиля
2025-11-06T10:45:44Z
Укрэнерго: По всей Украине действуют почасовые отключения света
Апостроф
2025-11-06T10:36:07Z
Украинцев решили бесплатно покатать на поездах: в чем логика программы, и кто за нее заплатит/Президент анонсировал программу УЗ-3000, но она еще дорабатывается
Апостроф
2025-11-06T10:06:16Z
Дефицит хлеба в Кировоградской области: какая проблема угрожает украинцам
Политека
2025-11-06T10:00:36Z
В Украине резко вырос спрос на наличные: сколько денег в обороте
TSN
2025-11-06T09:33:46Z
Путина разоблачили на постановочных встречах: что известно о "консервах"
TSN
2025-11-06T12:36:42Z
Орбан похвастался фотографией с самолета, которым он летит к Трампу
Европейская правда
2025-11-06T12:30:50Z
Казна Кремля опустеет на миллиарды: озвучен интригующий прогноз громкого фиаско Путина
Comments UA
2025-11-06T12:21:57Z
В РФ заявляют, что Молдова не может закрыть их "Русский дом" до лета 2026 года
Европейская правда
2025-11-06T12:19:55Z
Трамп усиливает давление на Путина: где США решили разместить свои войска
Comments UA
2025-11-06T12:18:08Z
Россия анонсирует аварию на атомной станции: что известно
Comments UA
2025-11-06T12:12:20Z
В команде Трампа объяснили, почему республиканцы теряют популярность и поддержку
Апостроф
2025-11-06T12:03:28Z
В ЮАР президент поручил расследовать участие граждан страны в войне против Украины
Апостроф
2025-11-06T11:57:44Z
Потрясное заявление: Лукашенко зовет украинцев в Беларусь
Comments UA
2025-11-06T11:48:26Z
В Судане сбили Ил-76 с российским экипажем: какую миссию выполнял самолет
Фокус
2025-11-06T12:30:44Z
Кража полицейским Рыбянским сотен тысяч арестованных денег: ZN.UA узнало сумму
ZN UA
2025-11-06T12:21:59Z
Роковое спасение: в Тернопольской области погибли работники предприятия
TSN
2025-11-06T12:21:23Z
Тайный вход в подвале: мужчина под заброшенным домом нашел бункер Холодной войны
Фокус
2025-11-06T12:15:19Z
Удар по многоэтажке в Каменском: разрушен целый подъезд, под завалами ищут человека
Фокус
2025-11-06T11:45:26Z
В Германии временно закрыли аэропорт Ганновера из-за дрона вблизи взлетной полосы
BigMir
2025-11-06T10:36:49Z
Одессит получил 5 лет тюрьмы через ролик в TikTok: что он опубликовал
TSN
2025-11-06T10:06:27Z
Массированный удар по Днепропетровщине: люди оказались под завалами
Comments UA
2025-11-06T08:21:46Z
Ударные дроны подожгли в России еще один НПЗ "Лукойла", местные власти сообщают о жертвах
ZN UA
2025-11-06T08:03:09Z
Денежная помощь для ВПЛ в Харькове: в ноябре переселенцев ждут новые правила, что об этом известно
Политека
2025-11-06T12:30:52Z
Отсрочка через ЦПАП: украинцам разъяснили важные нюансы
Знай
2025-11-06T12:30:21Z
Нож в спину: эти знаки Зодиака столкнутся с изменой в ноябре
Comments UA
2025-11-06T12:27:52Z
В Британии ошибочно освобожденный преступник сам вернулся в тюрьму
Европейская правда
2025-11-06T12:21:04Z
На закупке квадрокоптеров для ВСУ разворовали почти 16 млн: подозревают военного
Украинская правда
2025-11-06T12:12:24Z
Подруга девушки, которая умерла во время пластической операции в Киеве, рассказала подробности трагедии
Комсомольская правда
2025-11-06T12:10:35Z
В МВД предупреждают о новой волне онлайн-афер
Новости Украины
2025-11-06T12:06:02Z
В Финляндии украинского ребенка заставили петь "Калинку" на уроке музыки – Yle
Украинская правда
2025-11-06T12:03:15Z
Сделал невозможное: отец своими руками переделал гараж в уютную квартиру для дочери
Фокус
2025-11-06T12:00:51Z
Что есть зимой, чтобы не набрать вес
Comments UA
2025-11-06T12:36:03Z
Детокс очищения для организма: выводы Минздрава
Comments UA
2025-11-06T12:15:45Z
Смертельные ловушки осени: 4 опасные вещи, которые могут отравить вашу собаку на прогулке
TSN
2025-11-06T11:48:41Z
Ученые связали ухудшение памяти с жиром на талии
TSN
2025-11-06T11:36:47Z
Этот орган страдает первым: медики призвали срочно отказаться от употребления сладкого
Comments UA
2025-11-06T11:27:26Z
Факты, которые изменят ваше отношение к кофе
Comments UA
2025-11-06T11:24:36Z
Могут ли коты плакать: что делать в таком случае
TSN
2025-11-06T11:08:36Z
В Україні представили вакцину проти АЧС, систему біозахисту та стратегію експорту свинини
AgroNews
2025-11-06T11:08:31Z
Диетолога "убило" здоровое питание: что он употреблял и почему это опасно
TSN
2025-11-06T11:08:30Z
Секрет очень прост: самый быстрый способ прогреть салон авто зимой
Comments UA
2025-11-05T14:21:24Z
Придержите электроконей! Мир переосмысливает темпы развития «зеленого» транспорта
ZN UA
2025-11-05T11:03:13Z
Главный миф об электрокарах развеян: что говорят эксперты про их долговечность
Фокус
2025-11-04T17:30:08Z
Brabus представил эксклюзивный мотоцикл по цене нового Lexus
Фокус
2025-11-04T15:21:47Z
Эти знаки Зодиака в ноябре рискуют попасть в ДТП
Comments UA
2025-11-04T14:42:06Z
В Украине продают старые "Жигули" 1972 года за 1,9 миллиона
Фокус
2025-11-04T14:06:12Z
Raptor на минималках: Ford показал недорогой спортивный пикап на базе Kuga
Фокус
2025-11-04T13:12:40Z
Новый электромобиль Renault Twingo за 20 000 евро рассекретили до премьеры
Фокус
2025-11-04T12:21:57Z
Презентован новый Chery Tiggo 8 2026: он дешевле Duster
Фокус
2025-11-04T10:36:23Z
ССО показали кадры поражения базы "Шахедов" в Донецке: более 90% дронов достигли цели
Украинская правда
2025-11-06T12:36:07Z
Зимнее похолодание откладывается: синоптик дал прогноз до конца недели
Апостроф
2025-11-06T12:27:35Z
Вражеский «шахед» не долетел до жилого дома: за секунду до удара он был сбит
Comments UA
2025-11-06T12:24:32Z
Донбасс — не территория России: почему нельзя без боя отдавать Путину Донецкую область
Фокус
2025-11-06T12:15:47Z
В Каменском в результате российского удара ранены восемь человек: в райсовете рассказали о ситуации
Апостроф
2025-11-06T12:09:37Z
Россия прорывается на фронте: Безуглая шокировала реальным положением дел
Comments UA
2025-11-06T12:00:04Z
Людям приходится выживать: стало известно о страшном аде на Черниговщине
Comments UA
2025-11-06T11:57:28Z
Граждан ЮАР обманом заманили воевать на Донбассе: правительство начало расследование
TSN
2025-11-06T11:48:22Z
Россияне атаковали дронами Павлоград: город полностью обесточен
ZN UA
2025-11-06T11:39:15Z
Как быстро разморозить мясо — об этой уловке мало кто знает
TSN
2025-11-06T12:36:22Z
Чем нельзя кормить кур: список продуктов, которые провоцируют диарею и могут даже привести к смерти птицы
TSN
2025-11-06T12:33:09Z
Как закрасить седину надолго, если тон быстро смывается: секреты опытных парикмахеров
TSN
2025-11-06T12:06:43Z
Сытно и очень аппетитно: как быстро приготовить картофельные кораблики
Апостроф
2025-11-06T11:03:25Z
Как заточить ножницы в домашних условиях: пять лучших и простых способов, проверенных временем
TSN
2025-11-06T10:48:11Z
Не повторяйте эту ошибку: семь растений, которые "отомстят" за обрезку в ноябре
TSN
2025-11-06T08:51:42Z
Не доверяйте им свои секреты: представители этих знаков зодиака сплетничают больше всех
TSN
2025-11-06T08:18:46Z
Фруктовый кекс с вишней и ананасом: то, что нужно для длинных осенних и зимних вечеров, рецепт
Знай
2025-11-06T07:51:57Z
У трех знаков зодиака скоро будут бабочки в животе: кого ждет счастье
GlavRed
2025-11-06T04:27:14Z
В Україні зберігається цінова стабільність на продукти перед зимовими святами
AgroNews
2025-11-06T12:12:53Z
Даже во время блекаутов у украинцев будет мобильный интернет до 22 часов в сутки - эксперт
Апостроф
2025-11-06T11:42:11Z
Раскрыты новые детали Фандом Феста ВКонтакте — что ждёт гостей в этом году
GameMag
2025-11-06T11:30:45Z
Windows Central: Microsoft нужно перестать быть мягкой и вежливой, иначе PlayStation окончательно уничтожит Xbox
GameMag
2025-11-06T11:30:30Z
Sony мощно прокачала PlayStation Portal — покупатели портативного устройства довольны
GameMag
2025-11-06T11:30:25Z
Цинк-ионные батареи всех удивили: они заменят литиевые и работают идеально даже в холод
Фокус
2025-11-06T11:15:00Z
В мире появился самый человекоподобный робот: как он выглядит
Comments UA
2025-11-06T10:51:33Z
Сонный, но добрый: ретривер стал интернет-сенсацией благодаря утреннему ритуалу
Фокус
2025-11-06T10:36:51Z
Google Gemini анализирует личные данные: ИИ получил доступ к Gmail, Диску и Chat
ZN UA
2025-11-06T10:33:24Z
Українці п'ятиборці потужно стартували на Євро в Аланії
УкраинФорм
2025-11-06T10:06:31Z
Футболист "Арсенала" стал самым молодым дебютантом в истории Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-05T09:55:57Z
В "Шахтере" ответили президенту "Динамо" Суркису и напомнили киевлянам о налогах
ZN UA
2025-11-05T09:36:41Z
"Бавария" обыграла ПСЖ в центральном матче тура Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-04T22:23:13Z
Роналду неожиданно нарушил молчание и рассказал, что он думает о Трампе
Comments UA
2025-11-04T19:33:18Z
Британский бывший футболист Бекхэм получил рыцарское звание
ZN UA
2025-11-04T16:36:45Z
Суркис выступил с резким заявлением после поражения "Динамо" от "Шахтера"
Комсомольская правда
2025-11-04T15:54:30Z
Даша Квиткова взяла фамилию футболиста Бражка: спортсмен впервые прокомментировал их брак
TSN
2025-11-04T14:48:52Z
"Молчать больше не будем": Игорь Суркис жестко высказался о судействе в матче против "Шахтера"
ZN UA
2025-11-04T11:03:27Z