/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2F8c889943ad0ddeb1318938fcf0131e66.jpg)
«Включил и играешь»: Чего ждать от новой Steam Machine?
Valve вернула идею компактного «гостинного» ПК и представила новую версию Steam Machine — маленький куб, который, по замыслу, компании должен запускать современные игры в 4K с апскейлом и поддержкой трассировки лучей.
Аппаратная база следующая: шестиядерный Zen 4 (6C/12T, до ~4.8 ГГц, ~30W TDP) и графика на RDNA 3 с 28 CU и 8 ГБ GDDR6, что по мощности приблизительно сопоставимо с мобильными картами уровня RTX 4060 / RX 7600. Valve прямо заявляет про «шестикратный» прирост производительности относительно Steam Deck.
По габаритам и конструкции устройство — аккуратный куб с интегрированным блоком питания и одним крупным 140-мм вентилятором, который гонит воздух через нижние и фронтальные решётки и выводит его назад.
Компонентная компоновка ориентирована на стабильный тепловой режим при суммарном потреблении около 200 W (примерно 30 W у CPU и 110–130 W у GPU), благодаря чему Valve обещает более тихую работу, чем у многих игровых ПК подобного класса. В комплектацию входят 16 ГБ DDR5 SODIMM, пользовательские варианты накопителя 512 ГБ или 2 ТБ — штатный модуль M.2 2230 (как в Steam Deck), но при желании можно поставить стандартный 2280. Есть MicroSD-слот для быстрой передачи игр с Deck.
По портам Steam Machine получила DisplayPort 1.4 (поддержка до 4K/240 Гц или 8K/60 Гц с HDR и FreeSync), HDMI 2.0 (4K/120 Гц), гигабитный Ethernet, 10 Gbps USB-C, четыре USB-A, две антенны Wi-Fi 6E (2×2), отдельную Bluetooth-антенну и выделенный 2.4 ГГц приёмник для нового Steam Controller — решение, призванное избежать помех и обеспечить стабильную связь контроллера, Bluetooth-устройств и сети.
На фронтальной панели — RGB-полоса статуса и съёмная магнитная лицевая панель (можно заменять кастомными вариантами, в том числе вариантами «под дерево»). Valve продемонстрировала журналистам прототип с e-ink панелью, но это внутренний эксперимент.
На ивенте в офисе компании журналисты запускали на Steam Machine Cyberpunk 2077 в 4K с использованием FSR (апскейл с 1440p) — игра работала стабильно, выдавая порядка 60 FPS при включённой трассировке лучей в умеренных настройках. На ультра-настройках игра не поднимается выше 30 FPS.
Аналогичные сценарии использования Steam Machine с FSR 3 дали близкие результаты и в Black Myth: Wukong и Silent Hill f, хотя новые проекты на Unreal Engine 5 могут требовать дополнительных настроек и в некоторых сценах демонстрируют ощутимые просадки при переключении на ультра-профили. Это значит, что Steam Machine целится не в абсолютный «максимум» качества на высоких сеттингах, а в консольный опыт с акцентом на 4K через апскейл и компромисс по деталям там, где это необходимо.
Софт — одна из сильных сторон задумки. По сравнению с первой версией Steam Machine 2015 года новая ощущается ближе к консольному опыту. Устройство работает под SteamOS 3, использует Proton для совместимости Windows-игр и наследует важные фичи Steam Deck: быстрый режим сна/пробуждения, фоновые загрузки/обновления и облачные сохранения. Valve вводит маркировку Steam Machine Verified, аналогично программе для Steam Deck, чтобы указывать, как конкретная игра ведёт себя на этой ПК-консоли. При этом пользователю не запрещено поставить Windows — это актуально для проектов с анти-читом или тех, которые плохо работают через Proton.
SSD и, вероятно, RAM доступны для замены — Valve оставила возможность поставить 2280 SSD, а SODIMM-планки DDR5 упрощают апгрейд оперативки в отличие от полностью запаянных портативных платформ. Однако CPU и GPU интегрированы с охлаждением и не подразумевают апгрейда, что логично для минимального корпуса. Система рассчитана на пользователей, которые хотят «подключить и играть»: встроенный приёмник контроллера, HDMI-CEC (автовключение экрана и переключение входа), компактный корпус и тихая работа делают её удобной в том числе для гостиной.
Steam Machine — это попытка сделать «стационарный» Steam Deck: знакомая ОС, огромная библиотека игр через Proton, решения под гостинную (HDMI-CEC, тихий кулер, компактный корпус) и при этом возможности, близкие к десктопному опыту за счёт дискретных CPU/GPU.
У устройства есть технические ограничения: небольшое число портов, умеренная мощность по меркам флагманских настольных видеокарт и зависимость от апскейлинга в 4K. Но если Valve удержит цену и продолжит оптимизировать драйверы и поддержку трассировки, Steam Machine может стать удобной альтернативой консолям для тех, кто хочет PC-каталог на большом экране без лишних танцев с настройками.
Продажи Steam Machine начнутся в начале 2026 года.