FT: В случае войны, переброска основных сил НАТО с запада на восточный фланг, на сегодняшний день, займет... 45 дней
FT: В случае войны, переброска основных сил НАТО с запада на восточный фланг, на сегодняшний день, займет... 45 дней
Развалившиеся мосты, разная ширина колеи и лабиринты бюрократии остаются серьезными препятствиями для переброски войск по Европе. После полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году Франция не смогла отправить танки в Румынию кратчайшим сухопутным маршрутом через Германию и должна была везти их Средиземным морем, пишет Financial Times.
Эти примеры напоминают: европейская гонка вооружений — это не только закупка оружия или создание больших армий. Надо еще и быстро перебрасывать войска, технику и боеприпасы с запада — где сосредоточена основная масса сил НАТО — на восточный фланг альянса. Сейчас переброска армии из стратегических портов запада в страны, граничащие с Россией или Украиной, занимает примерно 45 дней, оценивают чиновники ЕС, готовя новое предложение по "военной мобильности". Цель — сократить этот срок до 5 или даже 3 дней.
Но прежде чем войска НАТО начнут двигаться по континенту, главным препятствием будет политическое признание надвигающегося кризиса. Когда Россия накапливала войска на границе с Украиной перед вторжением 2022 года, некоторые западные лидеры сомневались, что Путин отдаст приказ. "Как быстро мы сможем понять, что они начали? — спрашивает американский генерал Бен Ходжес. — Затем — скорость принятия решений: политики говорят "надо мобилизоваться, вытаскивать боеприпасы со складов". Время идет, и надо успеть до того, как русские ударят".
Европейским лидерам также придется согласовать с президентом США характер угрозы и ответ НАТО. Колебания Дональда Трампа в отношении России вызывают в Европе сомнения относительно глубины участия США, хотя Вашингтон заявляет о приверженности альянсу и статье 5.
Как только НАТО даст "добро", начнется движение войск и техники на восток. Точные цифры и маршруты — тайна. Но дипломаты НАТО подтверждают, что оценки аналитиков — около 200 тысяч военных, 1500 танков и более 2500 других бронемашин из США, Канады и Великобритании — в целом правильные.
"Военная мобильность — ключевой элемент эффективной безопасности и обороны. Правильная инфраструктура позволяет союзникам доставить нужные силы в нужное место в нужное время", — говорит представитель НАТО.
Европа только сейчас начинает понимать масштаб проблем. "Надо проверить, какие тоннели в Европе пригодны для этого", — говорит Альберто Маццола из европейской железнодорожной ассоциации CER. Европейский стандарт габарита грузовых поездов маловат для военной техники. Наклон путей тоже может быть проблемой: "Если груз тяжелый, он может просто упасть", — объясняет чиновник ЕС.
Чтобы устранить несоответствие путей в Балтии, Эстония, Латвия и Литва реализуют проект Rail Baltica стоимостью €24 млрд — с учетом именно военных перевозок и сверхгабаритных грузов. Иная колея на Пиренейском полуострове создает аналогичные проблемы для Испании и Португалии.
Много работы и на автодорогах, особенно в Германии — ключевой стране, где дислоцированы 37 тысяч американских военных. В прошлом году в Дрездене обвалилась 100-метровая секция моста Карола — символ плачевного состояния немецких дорог.
Французские танки Leclerc в Румынию в 2022 году ехали неделями вместо дней, потому что немецкая таможня отказала в проезде — слишком тяжелые для дорог. Пришлось везти морем из Марселя в греческий Александруполис, а оттуда — по железной дороге.
По всему ЕС страны обозначили около 2800 "горячих точек" инфраструктуры, требующих срочного ремонта; в Брюсселе сузили список до 500 приоритетных проектов. Страны НАТО (кроме Испании) в июне договорились к 2035 году довести расходы на оборону до 5% ВВП, из которых 1,5% можно направить на инфраструктуру. В Германии военные лоббируют, чтобы ключевые маршруты попали в план модернизации дорог, мостов и железных дорог на €500 млрд.
Одна из странных особенностей движения войск на восток — они будут пересекать страны, которые не воюют, поэтому придется соблюдать таможенные правила и трудовое законодательство относительно часов водителей грузовиков. "Если объявлена настоящая война — все бюрократические преграды исчезают, — говорит Янник Гартманн из Колледжа обороны НАТО. — Но если мы дождемся такого объявления — будет уже поздно. Это и есть ключевая проблема".
Поэтому создают "военный Шенген" — по крайней мере для унификации правил перемещения армий. Германия, Польша и Нидерланды уже подписали соглашение об упрощении военных перевозок между собой.
Французский депутат Франсуа Кальфон отмечает: для одного и того же конвоя в каждой стране может быть свой набор требований. Цифровизация документов маловероятна — НАТО боится кибератак, поэтому предпочтение отдается бумажным копиям.
Напомним, что после усиления гибридных атак со стороны РФ военные и чиновники НАТО все больше уверены в том, что война с РФ — неизбежна. Как информирует немецкое издание Welt, экс-высокопоставленный генерал Альянса заявил, что сегодня организация уже находится в фазе "ноль" в противостоянии с Москвой. Впрочем, ожидается, что опасность российского нападения, особенно на страны Балтии, значительно возрастет после завершения войны в Украине.