/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2Fb67a4481527c0b63669e75610c1cf5de.jpg)
Роснефть и Лукойл потеряли крупнейшего клиента: детали нефтяного кризиса
Западные санкции против российского нефтяного сектора наконец показывают реальную эффективность. Китай, крупнейший импортер российской нефти в мире, резко сокращает закупки после того, как США нанесли удар по ключевым компаниям и портам.
Импорт может упасть до 800 тысяч баррелей в день — это две трети от обычных объемов, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные аналитической фирмы Rystad Energy.
Удар по Роснефти и Лукойлу сработал
Крупные государственные китайские НПЗ приостановили закупки нефти марки ESPO, которая составляет основную часть китайского импорта из России. Причина — санкции США против ключевых российских производителей Роснефти и Лукойла.
"Санкции США против Роснефти и Лукойла могут стать своеобразным переломным моментом", — заявила Вандана Хари, основательница сингапурской аналитической фирмы Vanda Insights.
То, что отличает последние американские меры от предыдущих западных ограничений, — это уровень страха на рынке. Даже частные китайские НПЗ, которые обычно более толерантны к рискам при покупке "чувствительной" нефти, теперь избегают российского сырья.
Иранская нефть также под ударом
Одновременно США нанесли удар по китайскому нефтяному терминалу Жичжао, который обрабатывал около одной десятой всего китайского импорта нефти. Это резко ограничило потоки иранской нефти в Китай.
По оценкам Rystad Energy, китайский импорт морской российской нефти может упасть на 500-800 тысяч баррелей в день в этом месяце. Это до двух третей от нормального уровня. Поставки из Ирана могут сократиться на 200-400 тысяч баррелей в день, или до 30%.
Нефть застряла в море
Последствия санкций видны невооруженным глазом — в прямом смысле. Количество иранской нефти, которая хранится в танкерах в море, выросло до почти 48 миллионов баррелей в конце прошлой недели. Это самый большой показатель за более чем два года, по данным Kpler.
Около 40% этой нефти застряло в Сингапурском проливе, еще столько же — в Желтом и Южно-Китайском морях.
"Растет избыток чувствительной нефти, которая не может найти дом", — констатирует Эмма Ли, главный аналитик китайского рынка в компании Vortexa.
Китайские частные НПЗ (так называемые "чайники") исчерпали импортные квоты для ввоза баррелей, а продавцы отчаянно пытаются избавиться от запасов, что толкает цены вниз.
Цены обвалились
Давление на рынке ощутимо. Нефть марки ESPO сейчас предлагают со скидкой $4 за баррель по сравнению с базовыми ценами для поставок в Китай. В конце октября разница составляла лишь 50 центов.
Такие цены могут оказаться слишком соблазнительными для некоторых китайских НПЗ. Есть риск, что они прибегнут к проверенному методу — будут выключать транспондеры и осуществлять перегрузки с танкера на танкер в море, чтобы скрыть происхождение нефти.
Обходные пути уже работают
Несмотря на санкции, некоторые каналы поставки остаются открытыми. Порт Дунцзякоу оказался примером устойчивости к давлению. США ввели санкции против него еще в августе, повысив риски для всех трейдеров, судовладельцев и финансистов, причастных к его использованию.
После кратковременного сокращения потоков порт снова принимает большие объемы иранской нефти. Это свидетельствует, что для некоторых покупателей возможности все еще превышают потенциальные издержки.
Индия тоже отказывается от российской нефти
Нервозность среди китайских покупателей совпадает с тем, что индийские НПЗ также сокращают закупки российской нефти. Это показывает, что западные усилия лишить Кремль средств для войны в Украине наконец имеют эффект.
По данным Bloomberg, китайский импорт морской российской нефти упал до 17-недельного минимума. Это касается как государственных, так и частных НПЗ.
Частные НПЗ осторожны после санкций против Yulong
Даже частные китайские переработчики, которые обычно менее склонны к ограничениям, теперь избегают российскую нефть с Дальнего Востока. Их осторожность появилась после того, как ЕС и Великобритания внесли в черный список компанию Shandong Yulong Petrochemical — один из так называемых "чайников", который был основным покупателем российской нефти.
Однако аналитики предупреждают, что нынешнее замедление может быть временным. В конце года у частных НПЗ обычно заканчиваются импортные квоты, и они могут обратиться к правительству за дополнительными.
"Даже если дополнительные квоты будут предоставлены, некоторые китайские НПЗ, вероятно, выберут тактику выжидания относительно российских закупок, чтобы увидеть, насколько строго будут применяться санкции", — отметил Цзянань Сунь, аналитик консалтинговой компании Energy Aspects. "Понадобится время, чтобы наладить новые каналы закупок и цепочки поставок".
Что это означает для Украины
Сокращение китайского импорта российской нефти — потенциально серьезный удар по российскому бюджету. Китай остается крупнейшим покупателем российской нефти после того, как Европа резко сократила импорт.
Если Пекин действительно уменьшит закупки на 500-800 тысяч баррелей в день, это будет означать потерю миллиардов долларов доходов для Москвы. При цене $70 за баррель потери могут достигать $1,5-2 миллиарда в месяц.
Однако устойчивость уже санкционированных портов, таких как Дунцзякоу, показывает, что без строгого контроля и правоприменения потоки могут восстановиться. Западным странам придется не только вводить санкции, но и активно следить за их соблюдением.