/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F9b2aba125804ebdca8e648b192d7f3dd.jpg)
Санкции Трампа разваливают российскую нефтяную империю на Балканах
Американские санкции против российской нефтяной промышленности нанесли сильнейший за десятилетия удар по экономическому влиянию Кремля на Балканах. Болгария конфисковала нефтеперерабатывающий завод Neftohim, принадлежавший российскому "Лукойлу", а Сербия рассматривает выкуп нефтегазовой компании NIS у "Газпрома", пишет Bloomberg.
26 секунд вместо 26 лет
Когда в прошлом месяце вступили в силу последние санкции США против российской нефтяной отрасли, Болгария столкнулась со срочной проблемой. Одна из компаний, попавших под санкции, "Лукойл", владела крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом страны — наследием комфортных связей с Москвой.
Правительство решило конфисковать завод Neftohim у Черного моря и другие активы "Лукойла". Акционеры были лишены каких-либо прав, а для переговоров о потенциальной продаже был назначен государственный менеджер. Парламентскому комитету понадобилось всего 26 секунд, чтобы отменить 26 лет владения и одобрить этот шаг перед дедлайном, установленным США.
Неожиданный поворот событий стал крупнейшим ударом по экономическому влиянию России на Балканах за десятилетия. Действия президента Дональда Трампа против российских нефтяных компаний ударили в самое сердце кремлевской власти в регионе, где Восток и Запад соревнуются за влияние на протяжении столетий.
Сербия на распутье
В Сербии правительство рассматривает возможность выкупа национальной нефтегазовой компании Naftna Industrija Srbije (NIS), забирая контроль у российского владельца "Газпрома". Президент Александр Вучич хочет избежать национализации, но ему нужно убедить Вашингтон в своих намерениях избавиться от "Газпрома", чтобы избежать санкций, которые могут навредить его стране.
"Если они не договорятся о цене покупки, мое предложение — предложить лучшую цену", — заявил Вучич 16 ноября. "Сколько бы это ни стоило, мы найдем деньги", — добавил он, подчеркнув, что правительство хочет "избежать конфискации, национализации".
У NIS есть запасы нефти всего примерно на неделю, прежде чем правительство будет вынуждено использовать свои резервы или покупать сырую нефть из других, более дорогих источников. Это делает более вероятным, что Вучич будет двигаться к конфискации нефтеперерабатывающего завода. Он сказал, что решение должно быть найдено до 23 ноября.
Энергетическая зависимость как инструмент влияния
В Болгарии политики и аналитики годами высказывали обеспокоенность по поводу непропорциональной доли России в экономике, особенно в энергетике. "Лукойл" жаловался на политическое давление продать свой нефтеперерабатывающий завод и 220 автозаправочных станций по всей стране. Но до этого момента ничего не происходило.
"Ядро российского влияния построено на энергетическом доминировании через нефть и газ, остатки советских времен, которые не были сломлены годами", — говорит Руслан Стефанов, главный экономист Центра изучения демократии в Софии. "Многое из этого сейчас исчезло. Это последние вздохи, поэтому они вызывают столько тревоги".
Исторические связи против реальности
Связи Болгарии с Россией глубоки. Страна получила независимость от османского владычества в 1878 году во время русско-турецкой войны — событие, которое отмечают национальным праздником каждое 3 марта. Местные до сих пор возлагают цветы к памятникам, включая статую царя Александра II в Софии.
Страна также была ближайшим союзником Советского Союза во время коммунизма, ее называли 16-й республикой, поскольку бывший диктатор Тодор Живков пытался присоединиться к СССР. Но в последние годы отношения больше базировались на корыстных бизнес-интересах, чем на истории.
Давление США меняет все
Болгария протолкнула законопроект, разрешающий конфискацию Neftohim, через несколько часов после того, как министерство финансов США 7 ноября отклонило товарного трейдера Gunvor как потенциального покупателя международных активов "Лукойла", назвав его "марионеткой Кремля".
Через десять дней назначенный правительством управляющий предприятием Румен Спецов официально принял руководство на себя. Бывший глава налоговой службы и чемпион по бодибилдингу, его назначение помогло Болгарии убедить США, что никакие средства из местного бизнеса "Лукойла" не возвращаются в Россию.
Это позволило Neftohim получить отсрочку для продолжения работы до апреля. Если завод не сменит владельца, правительство будет искать еще шесть месяцев отсрочки, заявил премьер-министр Росен Желязков. В противном случае деньги от продажи пойдут на счет, к которому "Лукойл" не сможет получить доступ, пока находится под санкциями.
Потенциальные покупатели из США, Европы и Персидского залива уже проявили заинтересованность. "Лукойл" заявил в среду, что принимает "все необходимые меры" для продажи нефтеперерабатывающего завода Neftohim, сети автозаправочных станций и других активов в Болгарии.
Конец эпохи российского влияния
После завершения вытеснения российских нефтяных гигантов из Болгарии и Сербии влияние Путина будет нейтрализовано, считает Марио Бикарски, старший аналитик по Европе исследовательской компании Verisk Maplecroft. Это происходит в то время, как "возможности для лоббирования и других форм взаимодействия с политическими и бизнес-элитами уменьшились", — сказал он.
"Изменения происходят благодаря давлению США, потому что ЕС не имеет такого рычага", — говорит Стефанов. Без санкций этого бы не произошло, отметил он.
"Вопрос не в том, произойдет ли переход от российской собственности — он произойдет", — сказал Илиан Васильев, ставший послом Болгарии в Москве в 2000 году сразу после приватизации Neftohim. "Настоящий вопрос в том, будет ли Болгария формировать этот процесс — или будет сформирована силами, полностью вне ее контроля".
Россия может попытаться восстановить свое экономическое влияние на Балканах, но сделать это будет трудно, считает Бикарски. "Даже после завершения российско-украинской войны и потенциальной отмены санкций Россия будет испытывать трудности с восстановлением своего влияния на энергетических рынках региона из-за большего пула более надежных поставщиков и стран-партнеров", — сказал он. "Москве придется искать альтернативные пути для сохранения геоэкономического влияния на регион".