NBC News: От Украины требуют быстрых решений — но на поле боя победа России вовсе не гарантирована
NBC News: От Украины требуют быстрых решений — но на поле боя победа России вовсе не гарантирована
Пока президент Соединенных Штатов Дональд Трамп требует скорейшего завершения войны, реальная ситуация на поле боя свидетельствует о другом: продвижения российской армии за почти четыре года полномасштабного вторжения были медленными, изнурительными и дававшими Москве минимальные результаты. Из Покровска в Донецкой области — эпицентра боев последних месяцев — до Запорожья и северных районов Харьковщины очевидно, что Россия продвигается. Путин призывает Украину уступить стратегически важные территории за столом переговоров — как того требует Вашингтон — иначе, утверждает он, это сделают российские войска силой. Трамп повторяет те же угрозы, заявляя, что Украина "очень быстро проиграет", если не согласится на предложенное им соглашение, пишет NBC News.
Несмотря на определенное продвижение, россияне продвигаются медленно — ценой огромных потерь против истощенной украинской армии. Именно это, по оценкам западных аналитиков, Кремль пытается скрыть, создавая иллюзию неотвратимого наступления, чтобы усилить свое давление на Киев и Вашингтон во время переговоров.
Покровск, важный транспортный узел и центр боев последних месяцев, действительно может стать первой большой российской "победой" за два года. Но даже в случае его падения Москве будет крайне сложно захватить всю Донецкую область силой.
Бывший командир НАТО, контр-адмирал Королевского флота Великобритании Крис Перри заявил NBC News, что для этого России понадобятся "колоссальные жертвы, вероятно, сотни тысяч людей". Если же Украина согласится передать эти территории в рамках соглашения, то оставит остальную часть страны уязвимой к новому удару, когда Путин захочет вернуться, подчеркнул он.
По данным Института изучения войны, с 15 августа российские силы продвигаются "пешим темпом", захватывая примерно девять квадратных километров в день. С ноября 2022 года Россия оккупировала лишь дополнительный один процент украинской территории. Большинство из захваченных двадцати процентов — это территории, подконтрольные России с 2014 года, и незаконно аннексированный Крым.
Даже если Москва сохранит нынешние темпы наступления, до полного захвата Донецкой области ей понадобится времени — как минимум до августа 2027 года, а, вероятно, и дольше. Именно поэтому, утверждают аналитики, Путин так настаивает на передаче этих территорий через переговоры: это позволило бы России сэкономить время, ресурсы и человеческие жизни.
В то же время и позиция Украины остается чрезвычайно сложной. Могла бы она сдержать российское наступление, если бы не давление Соединенных Штатов относительно капитуляции?
"Это вопрос на миллион долларов", — говорит Майкл Хоровиц, консультант по геополитике, который следит за войной из Иерусалима. "Это война на истощение, и обе стороны платят очень высокую цену за контроль над все меньшими участками территории".
Покровск "на грани падения" — добавляет он. Это откроет россиянам путь на север, к укрепленному фортификационному поясу городов Дружковка, Краматорск, Славянск и Константиновка. Украина годами укрепляла эту линию обороны. Передача Донецкой области России означала бы автоматическую потерю и этих городов.
И главное — в Украине практически не верят, что такая уступка остановит российскую агрессию. Наоборот, она создала бы для Кремля стратегический плацдарм в сердце страны, откуда Россия могла бы снова нарушать договоренности, как это делала раньше.
Украинские военные держали оборону Покровска более года. Сейчас большинство подразделений там фактически приковано к позициям из-за российских дронов-камикадзе, а обеспечение осуществляется дистанционно управляемыми роботизированными машинам.
На северо-востоке фронта Россия заявляет о захвате ряда сел, в частности Ямполя. В Запорожской области россияне, по оценкам финской аналитической группы Black Bird, с сентября могли оккупировать около пятнадцати населенных пунктов.
На прошлой неделе обе стороны делали взаимоисключающие заявления по ситуации в Купянске в Харьковской области. Российский командующий Сергей Кузовлев назвал город "ключевым элементом обороны Украины". Украинский Генштаб по состоянию на четверг утверждал, что Купянск остается под контролем Украины, а российские заявления назвал "пропагандой, направленной на сокрытие критических потерь армии РФ".
Несмотря на это, Путин использует даже минимальные успехи как политическое оружие.
В речи в пятницу он заявил: если Украина отклонит мирные инициативы Трампа, то "и она, и европейские подстрекатели войны должны понять", что последние победы России "неизбежно повторятся в других ключевых точках фронта".
"Возможно, это произойдет не так быстро, как мы хотели бы, но неизбежно произойдет", — сказал он.
Как назвать план, в котором "мир" достигается капитуляцией жертвы и вознаграждением агрессора? В "28 пунктах" — не поэтика мира, а серия юридических ловушек: признание аннексий, "демилитаризация" территорий и обрезание оборонных возможностей Украины.
Если Киев согласится на эти требования — это не конец войны, а начало новой эры уязвимости.
Олег Шамшур, экс-посол Украины в США, в статье "28 пунктов Трампа: как продать Украину " предупреждает: реальный мир требует не продажи интересов, а надежных гарантий и смелой европейской позиции. Иначе сегодняшние "мирные планы" могут стать не прекращением войны, а запуском ее европейского продолжения.