Более половины украинских военных покупают снаряжение сами
Счетная палата обнародовала основные результаты аудита оборонных закупок по тыловому направлению в 2024 году. Проверка деятельности Министерства обороны и ГП «Государственный оператор тыла» выявила системные проблемы, которые напрямую влияют на обеспечение военных.
Основные выводы аудита
1. Новая модель тыловых закупок не дала ожидаемого результата
Введенная в 2024 году обновленная модель тыловых закупок: когда Минобороны формирует политику и контролирует качество, а ГП «ДОТ» непосредственно проводит необходимые закупки – имеет потенциал для развития, однако из-за системных недостатков ожидаемого результата не обеспечила. Функции между ведомством и предприятием фактически разграничены лишь частично.
Минобороны не обеспечило оптимальное распределение закупочных функций между своими подразделениями и службой государственного заказчика. Из-за несистемных кадровых решений расходы на содержание подразделений, привлеченных к тыловому обеспечению, выросли на 35 млн грн.
Общие административные расходы сферы выросли до 285 млн грн — в 3,4 раза больше, чем в 2023 году.
2. Нехватка средств и их неэффективное использование
На продовольственное и вещевое обеспечение в бюджете заложено лишь 44,5% от потребности; на топливо — 73%.
Армия частично «проедала» запасы, тогда как 400 млн грн остались неиспользованными.
Более 11 млрд грн, переданных ГП «ДОТ» в качестве предоплаты, не обеспечили своевременных поставок:
- продукция на 10 млрд грн не поставлена в сроки;
- 800 млн грн возвращено в бюджет;
- 31 млн грн превратились в просроченную задолженность.
3. Недостатки в проведении закупок
Аудиторы выяснили, что хотя ГП «ДОТ» и осуществило 95% процедур закупок через электронную систему, однако из-за допущенных нарушений и ошибок в тендерной документации 100 лотов (7,2% объявленных) были обжалованы и отменены, 216 (15,5%) – признаны неуспешными из-за отсутствия предложений.
Прозрачность закупок не гарантировала отбор надежных поставщиков: из 718 контрактов в 60% случаев объемы или сроки поставки были изменены на менее выгодные для государства условия. 40 контрактов были расторгнуты.
Поставщики, которым переносились сроки поставок, избегали ответственности и уплаты санкций за несвоевременное и ненадлежащее выполнение обязательств. Наряду с этим из-за нерезультативной претензионно-исковой работы и ненадлежащего применения банковских гарантий бюджет недополучил около 2 млрд грн начисленных штрафных санкций.
Выявлены случаи неправомерного повышения стоимости закупок почти на 98 млн грн.
4. Цифровизация продвигается неравномерно
Цифровизация процессов тылового обеспечения продвигается неравномерно: автоматизированы стратегический и оперативный уровни — где планируются потребности, формируются бюджеты и проводятся закупочные процедуры. Однако тактический уровень — учет в частях и на складах — остается вне цифровизации.
Без этого невозможно точно оценивать реальные потребности и контролировать движение имущества.
Что говорят военные: опрос 25 тысяч защитников
Совместный опрос Минобороны и Счетной палаты показал масштаб проблем:
- Только 25% удовлетворены снаряжением.
- 60% вынуждены покупать снаряжение за собственные средства.
- Более половины недовольны качеством питания.
- 26% сообщили о нехватке топлива.
Счетная палата предоставила рекомендации правительству, Минобороны и ГП «ДОТ».
По словам члена Счетной палаты Геннадия Плиса, обновленная модель тыловых закупок имеет потенциал, но пока далека от «системы без сбоев». Устранение выявленных проблем должно снизить коррупционные риски и повысить доверие военных.
Отчет будет направлен в Верховную Раду, профильный комитет, Кабмин, Президенту и Офису Генпрокурора.
Ранее сообщалось, что мобилизованные военные во время службы получают базовый вещевой комплект, включающий 46 позиций одежды, обуви, снаряжения и средств индивидуальной защиты, необходимых для службы в условиях военного положения. Часть вещей бойцы получают сразу в учебном центре, а остальное – непосредственно в подразделении.