Новая тактика против российского "теневого флота": малые дроны — большие убытки
Российская "нефтянка" продолжает нести колоссальные убытки. При чем на тех локациях, где враг этого явно не ожидал. В Черном море, недалеко от пролива Босфор, одновременно загорелись два танкера российского так называемого «теневого флота». Журналист Коротко про узнавал все подробности этого весьма болезненного для Москвы события.
"Морские малюки" потихоньку «выносят» «теневой флот» России
28 ноября, два танкера Kairos и Virat, относящиеся к российскому "теневому флоту", неожиданно загорелись у берегов Турции. Причем произошло это практически одновременно. Первым загорелся нефтяной танкер Kairos ("Кайрос"), шедший в Индию. Агентство Bloomberg, ссылаясь на сообщение "местного портового агента", пишет, что 274-метровый танкер подорвался на мине, находясь в 28 морских милях от побережья. Турецкое управление мореходства подтвердило информацию, указав, что на судне произошел пожар из-за "внешнего воздействия". С танкера были эвакуированы 25 человек.
Немногим позднее появились сообщения о пожаре на еще одном судне - следовавшем в РФ танкере Virat ("Вират"), находившемся в 35 морских милях от берега. Его команда также была эвакуирована. Подробностей об инциденте турецкие власти не привели. Это же судно было подвержено второму удару 29 ноября.
Но потом выяснилось, что оба танкера были атакованы украинскими морскими дронами Службы безопасности Украины.
"Это была совместная операция 13-го Главного Управления военной контрразведки СБУ с ВМС Украины. По судам успешно отработали модернизированные морские дроны Sea Baby. Они могут преодолевать большие дистанции и оснащены усиленными боевыми частями", - сообщили в СБУ.
И хотя атака произошла, когда танкеры были без груза нефти, ущерб российскому флоту был нанесен весьма ощутимый. «СБУ продолжает активные действия по урезанию российских финансовых возможностей вести войну против Украины. Морские дроны Sea Baby вывели из строя суда, которые могли перевозить нефть почти на 70 млн долларов и помогали Кремлю обходить международные санкции», - сообщило BBC со ссылкой на источники в СБУ.
Кроме этого, в ночь на 29 ноября Вооруженные силы Украины (ВСУ) с помощью дронов нанесли удар по нефтеперерабатывающему заводу, расположенному вблизи поселка Афипский, в Краснодарском крае России. Власти региона сообщали о пожаре на площади около 100 квадратных метров. "Повреждена часть технического оборудования на территории завода, резервуары не пострадали", - отмечалось в посте в Telegram-канале оперштаба Краснодарского края.
Не первая атака по «теневому флоту» России
С начала 2025 года уже как минимум на двух судах, предположительно относящихся к "теневому флоту" РФ, происходили взрывы, когда они находились в Средиземном море или местных портах.
Так, в начале года произошел взрыв на танкере Seacharm, который ходит под флагом Маршалловых островов и на тот момент находился у берегов Турции. По данным СМИ, повреждения судна были незначительными, оно два дня простояло в турецком порту Джейхан и продолжило движение.
Следом, в феврале, два взрыва прогремели на танкере Seajewel, который ходит под флагом Мальты. Инцидент произошел, когда судно разгружалось в итальянском порту Савона. В результате в корпусе танкера образовалась пробоина со следами внешнего воздействия - металлические листы были "вогнуты внутрь корпуса", писала газета Il Fatto Quotidiano.
А перед этим в декабре 2024 года в Средиземном море затонуло грузовое судно Ursa Major. Корабль не числился в "теневом флоте", но его владельцем была российская компания "Оборонлогистика", связанная с Минобороны РФ. В компании заявили, что на судно была совершена атака. Ответственность за этот инцидент на себя никто не взял.
Под санкциями и чужими флагами
Российский «теневой флот», как правило, работает без стандартной страховки, часто меняет названия и регистрацию танкеров, поэтому владельцев таких судов сложно установить. В 2023 году две трети судов, транспортирующих сырую нефть из России, были застрахованы в неизвестных компаниях. И очень часто такие суда функционируют с нарушением морских законов.
Обычно танкеры теневого флота ходят не под российским флагом, а под знаменами стран, где нет жестких правил судоходства. Это, например, Панама, Либерия или Маршалловы острова. И их удобно использовать из-за широкой и запутанной сети компаний, на которые зарегистрированы такие танкеры.
Нефтяные танкеры Kairos, и Virat хотя и ходят под флагом Гамбии, однако де-факто, принадлежат России, поэтому они и находятся под санкциями Евросоюза. Первое судно также находится в санкционных списках Великобритании, второе - в таких же списках США. Причина - оба танкера относят к так называемому "теневому флоту".