/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F22c0d6851cf6dfb8cdbfb114923ecb45.jpg)
С литиевыми батареями пора прощаться: их лучшая замена стоит в 160 раз дешевле
Опубликован отчет IRENA, способный изменить будущее электромобилей и "зеленой" энергетики. Аналитики прогнозируют, что натрий-ионные батареи (SIB) имеют потенциал стать дешевой альтернативой привычным литий-ионным аккумуляторам.
Об этом сообщает Международное агентство по возобновляемым источникам энергии. Главный аргумент в пользу новой технологии — колоссальная разница в стоимости сырья. Цена карбоната натрия варьируется от 100 до 500 долларов за тонну, в то время как карбонат лития стоит от 6 000 до 83 000 долларов. В пиковые моменты эта разница превышает 160 раз, что открывает огромные возможности для снижения себестоимости производства батарей, пишет PV Magazine.
Помимо цены, натрий обладает еще одним важным преимуществом — его очень много. В земной коре натрия примерно в 1000 раз больше, чем лития, а в океанах — в 60 000 раз. Это делает цепочки поставок более надежными и снижает зависимость от добычи редких металлов.
Кроме того, конструкция натрий-ионных батарей позволяет использовать более дешевые материалы. Например, вместо медных токосъемников, необходимых для литиевых батарей, в натриевых можно использовать алюминиевые, которые значительно дешевле. Также в катодах SIB часто применяются недорогие марганец и железо.
По оценкам производителей, при масштабировании производства стоимость ячеек натрий-ионных батарей может упасть до 40 долларов за кВт·ч. Это сделает электромобили и домашние системы хранения энергии намного доступнее.
Однако эксперты IRENA осторожны в прогнозах. Технология все еще находится на ранней стадии развития. Ожидается, что к концу десятилетия производственные мощности SIB вырастут до 400 ГВт·ч в год, но реальный спрос пока трудно предсказать.
Помимо электромобилей, натрий-ионные батареи идеально подходят для стационарных систем хранения энергии. Они безопаснее литиевых, лучше работают при экстремально низких и высоких температурах и имеют конкурентоспособный срок службы.
Агентство подчеркивает, что натриевые батареи вряд ли полностью вытеснят литиевые, но станут важным дополнением, которое поможет снизить нагрузку на рынок сырья и сделать "зеленую" энергию дешевле.