Александр Кочетков. Сдадут ли Донбасс России?
В конце ноября — начале декабря 2025 года между представителями США и делегацией Украины состоялись интенсивные переговоры о возможном завершении войны. Основным предметом обсуждения стал вопрос послевоенных границ: в частности, где будет установлена де-факто линия разграничения с Россией. По данным СМИ, проект так называемого «мирного плана» предусматривает, в частности, что украинские силы могут уйти из части Донбасса, а на этой территории могла бы возникнуть демилитаризованная зона. Однако официальная позиция Киева остается неизменной: Украина не готова отказаться от Донбасса и отказаться от курса на НАТО.
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать данную информацию Александра Кочеткова, аналитика, политтехнолога и имиджмейкера, который в прошлом был заместителем руководителя пресс-службы Президента Украины:
– Путин не может поступиться остатками целей СВО, которые он провозгласил. Он, по крайней мере, хочет рассказывать своему населению, что «мы начали войну, чтобы освободить, защитить Донбасс». Поэтому он должен получить ситуацию, о которой мог бы рассказывать своему населению, что «мы Донбасс спасли и защитили», то есть ему нужен весь Донбасс, это минимум. И в дополнение ему нужно хотя бы признание США Крыма российским. Хотя бы не всем миром, ООН, а хотя бы США. Это он может продать как победу в войне.
Украина никоим образом не может отказаться от Донбасса, хотя он совершенно не нужен. Там нельзя жить, там разве что буряты российские могут жить, им там будет комфортно, а всем остальным цивилизованным людям там жить невозможно – это территория экологической, культурной и другой катастрофы. Но Верховная Рада должна утверждать отказ от территорий, она никоим образом на это не пойдет. И даже Вооруженные силы, если получат приказ, то там будут огромные проблемы с его выполнением. А если приказ будет выполнен, то в стране начнется какая-то неразбериха, полная дестабилизация, на что собственно Путин и рассчитывает, требуя добровольно оставить от Украины то, что они не могут захватить.
Поэтому сейчас ситуация такова, что ее решить невозможно. То есть эта ситуация может тянуться вплоть до весны 2027 года. Такое впечатление, что ни они, ни мы не упадем за 2026 год.
Но США не просто требуют выйти с территории Донбасса, они предлагают определенную схему. Схема выглядит следующим образом: на той территории, откуда мы выйдем, будет организована демилитаризованная зона разделения войск, и вроде бы туда не могут войти и российские войска. То есть это будет ничейная территория. Украинская власть может говорить, что мы вышли, потому что это демилитаризованная зона, россиянам ничего не отдали, их там нет. А Кремль может рассказывать россиянам, что «это наша территория, это пока демилитаризованная зона». Такой компромисс.
Во-вторых, все будет зависеть от того, насколько серьезные рычаги давления на Зеленского есть у США. Если они будут достаточно серьезными, то, вероятно, Офис президента попытается хотя бы протащить решение о создании такой демилитаризованной зоны. То есть здесь сейчас другой угол зрения на тему: не отказ Украины от территорий, а создание на спорных территориях определенной демилитаризованной зоны. По факту это в пользу России, но выглядит не так печально. Это можно сделать до весны следующего года.
– То есть война еще не закончится?
– Оптимистический сценарий — прекращение боевых действий весной, и к лету нормализация ситуации такова, что в прифронтовые районы могут ездить не только военные. Пессимистический сценарий — то же самое, но весной 2027 года.