Непубличная сила Джареда Кушнера: как непримиримые враги подчиняются его стратегии
Как показывает американское представительство в переговорном процессе по миру в Украине, одним из самых влиятельных членов американской команды сейчас является зять президента Трампа - Джаред Кушнер. Именно на него Дональд Трамп возложил функции основного переговорщика, еще более важного, чем Стив Уиткофф. И тут дело не только в родстве с американским президентом, а в том, что Кушнер действительно опытный специалист по переговорам. Коротко про - о малоизвестных подробностях о Джареде Кушнере.
Неофициальный дипломат и искусный переговорщик
Супруг Иванки, дочери Трампа, сделал карьеру неофициального дипломата и искусного переговорщика, управляя миллиардами и сосредоточившись на Ближнем и Среднем Востоке. Теперь же он привлечен Дональдом Трампом и к мирным переговорам по Украине. Общее между ним и опытным Стивом Уиткоффом то, что в большую международную политику они пришли из большого бизнеса. И вполне естественно, что в этой сфере они пытаются применить бизнес-методы ведения переговоров. С той только разницей, что Стив Уиткофф это делает очень топорно и не адаптирует их под требования международной политики, а Кушнеру это удается намного изящнее.
В клан Трампов Кушнер попал благодаря женитьбе на дочери президента – Иванке. Фото: Эван Вуччи - Pool/Getty Images
Впервые Джаред Кушнер попробовал себя в госуправлении и американской внешней политике еще при первом сроке Дональда Трампа. Как сообщает издание The Guardian, тогда он стал старшим советником президента США и был, что называется, вездесущ. Он занимался реформой уголовного правосудия, разработкой вакцины от COVID-19 и модернизацией технологий в федеральных ведомствах. И уже тогда в круг его обязанностей входила и американская внешняя политика. Он выступал посредником в заключении нового североамериканского торгового соглашения и вел переговоры о мирных соглашениях на Ближнем Востоке.
Когда Трамп в 2025 году вернулся в Белый дом, Кушнер остался в тени и отказался от официальной роли в его администрации. Но даже в таком качестве он стал ключевым игроком в реализации мирного плана Трампа для Газы, который включал в себя прекращение огня, обмен израильских заложников на палестинских заключенных и частичный вывод израильских войск с этой территории. И в этом направлении Кушнер добился признания и слов благодарности. И сейчас Кушнеру в окружении Трампа отдают должное как удачливому переговорщику, чья деловая хватка оказалась успешной там, где потерпели неудачу профессиональные дипломаты.
Действительно, Кушнер использовал свои отношения с арабскими лидерами, а также дружбу с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, чтобы завершить разработку мирного плана Трампа из 20 пунктов. Кушнер помог убедить как израильское правительство, так и ХАМАС согласиться на прекращение огня и обмен заложниками, отложив более острые вопросы на более поздние переговоры.
Как сообщает CNN, что мало кто в администрации Трампа удивлен ролью Кушнера в текущих переговорах, учитывая его сохраняющееся влияние на президента. Отец Кушнера, Чарльз, также бизнесмен, сейчас является послом США во Франции и Монако.
«Кушнер входит в небольшую горстку людей, которые «выступают от имени президента с полномочиями президента Соединенных Штатов. Джаред - своего рода «могучая мышь» администрации в этом вопросе», - заявил Дэвид Шенкер, занимавший пост помощника госсекретаря по вопросам Ближнего Востока во время первого срока Трампа.
Джерар всегда за спиной Дональда Трампа, но всегда рядом. Фото: Чип Сомодевилла/Getty Images
Отстаивая интересы США, не забывает о своей корысти
Задействование Кушнера к международной политике во многом иллюстрирует предпочтительный способ ведения дел Трампом во время его второго срока: полагаться на давних доверенных лиц, многие из которых богаты, предоставлять им широкую оперативную свободу действий и по большей части замалчивать этические вопросы, возникающие в связи с их сложными финансами.
А таких вопросов достаточно много, и они явно свидетельствуют о конфликте интересов Джареда Кушнера. Ведь он, представляя США на международной арене, не забывает и о своих собственных интересах. Например, добиваясь мира в Газе, он тем самым способствует своей же собственной инвестиционной компании Affinity Partners, которая в основном финансируется арабскими нефтяными государствами, критически важными для соглашения и потенциального восстановления – Саудовской Аравией, Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами. Вместе эти три государства оказали Кушнеру решающую поддержку после его ухода из Белого дома в январе 2021 года. Они инвестировали миллиарды долларов, которые позволили Кушнеру создать и расширить свою частную инвестиционную компанию.
Спустя шесть месяцев после окончания первого срока полномочий администрации Трампа недавно созданная компания Кушнера получила инвестиции в размере 2 млрд долларов из суверенного фонда Саудовской Аравии. Это была необычно крупная доля, учитывая, что у Кушнера и его фирмы не было ни опыта, ни послужного списка в сфере прямых инвестиций.
Более того, наследный принц королевства и фактический правитель Мухаммед бин Салман отклонил мнение группы советников, возражавших против инвестирования в новый проект Кушнера. Внутренние документы, опубликованные New York Times, показали, что принц Мухаммед отклонил эти опасения и был больше сосредоточен на использовании вливания саудовских денег для развития «стратегических отношений» с Кушнером.
Неудивительно, что принц хотел вознаградить Кушнера за его неизменную поддержку во время первого срока Трампа и подстраховать королевство на случай возвращения Трампа к власти. В течение всего своего первого срока Трамп пытался защитить принца Мухаммеда от обвинений в убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. Несмотря на заключение ЦРУ, которое с «высокой уверенностью» пришло к выводу, что именно принц отдал приказ об убийстве, Трамп и Кушнер предложили саудовскому режиму дальнейшую политическую поддержку и миллиарды долларов в виде поставок американского оружия.
Кушнер редко попадает в кадр вместе с арабскими шейхами, хоть и много общается с ними. Фото: Жан Катюфф/Getty Images
Стал миллиардером благодаря участию в международной политике
В декабре 2024 года Кушнер сообщил, что привлек для своей компании Affinity Partners дополнительные 1,5 млрд долларов от инвестиционных фондов, контролируемых представителями правительства Катара и ОАЭ. Благодаря дополнительным средствам общие активы компании к концу прошлого года достигли 4,8 млрд долларов, почти 99% из которых поступили из иностранных источников. Рост комиссий за управление, получаемых Affinity, также увеличил личное состояние Кушнера и сделал его, по данным Forbes, миллиардером.
Администрация Трампа настаивает, что дипломатическая работа Кушнера на Ближнем Востоке, в то время как он управляет инвестиционной фирмой, финансируемой тремя арабскими монархиями, не представляет конфликта интересов. Когда на пресс-конференции журналисты спросил о наличии у него признаков корыстных действий, пресс-секретарь Белого дома Каролин Ливитт резко ответила: «Я считаю, что ваши попытки намекнуть на то, что Джареду Кушнеру не подобает помогать Трампу в переговорах о прекращении огня в секторе Газа, просто возмутительны». И добавила: «Джаред жертвует своей энергией и временем нашему правительству, президенту Соединенных Штатов, чтобы обеспечить мир во всем мире, и это очень благородное дело». А сам Трамп также похвалил дипломатические способности своего зятя, заявив: «Я назначил Джареда туда, потому что он очень умный человек, и он знает регион, знает людей, знает многих игроков».
Но, в отличие от своей центральной роли в первый срок Трампа, Кушнер теперь, похоже, предпочитает выполнять роль влиятельного закулисного переговорщика и на Ближнем Востоке, и в отношении Украины. Кроме того, не занимая официальной должности в нынешней администрации, Кушнер избежал большей части критики своих деловых отношений.
И не встречая сопротивления со стороны Конгресса, Кушнер и остальные члены семьи Трампа продолжают пожинать финансовые выгоды от доминирования в правительстве США. Его последним крупным приобретением, осуществленным с помощью Суверенного фонда благосостояния Саудовской Аравии, стало приобретение за 55 миллиардов долларов гиганта видеоигр Electronic Arts.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Тарас Загородний, эксперт-международник:
- Джаред Кушнер действительно зарекомендовал себя как опытный международный переговорщик. Ведь именно он является архитектором достижения так называемых «соглашений Авраама» еще при первом сроке Трампа (договора о нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами, заключенного в 2020-2021 годах при посредничестве США). Он много чего сделал для прекращения огня в Газе и поэтому влиятелен в окружении Дональда Трампа.
Но в отношении Украины он переоценивает свои силы, склоняя своим «мирным» планом нашу страну к фактической капитуляциям перед Россией. Слишком разные ситуации на Ближнем Востоке и в Украине. И к тому же у него, в отличие от тех же Израиля или Саудовской Аравии на Ближнем Востоке, нет союзников в нашем регионе (за исключением России и ее сателлитов), которые поддержали его план. А значит, нет и инструментов влияния на Украину в этом вопросе.