/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2Fb6fa3a280c3afc477604b3766869e7b7.jpg)
Продали квартиру – государство заберет процент: сколько налога придется уплатить
Продажа квартиры может принести владельцу совершенно разную сумму на руки, даже если речь идет об одинаковом по цене жилье. Один продавец вообще освобождается от налога, другой отдаст часть полученных денег государству. Решающими становятся несколько деталей: сколько лет жилье находилось в собственности, сколько объектов человек продал за год и как именно получил недвижимость.
О правилах налогообложения рассказал юрист Вадим Оксентюк.
Когда за продажу квартиры можно заплатить 0%
Налог может быть нулевым, если человек впервые в течение года продает квартиру, дом, комнату, долю в жилье или дачу и владеет этим имуществом более трех лет. Такое же правило распространяется на продажу земли в пределах норм безвозмездной передачи.
Для унаследованной недвижимости условие о трех годах владения отсутствует. То есть квартиру, полученную по наследству, можно продать раньше и воспользоваться льготными правилами.
Когда придется заплатить 10%
Ставка 10% состоит из 5% налога на доходы физических лиц и 5% военного сбора.
По информации юриста, столько придется заплатить при второй продаже жилой недвижимости в течение года. Такая же ставка действует, когда человек впервые за год продает жилье, которым владел менее трех лет.
Еще один случай – первая в течение года продажа нежилой недвижимости.
Кто заплатит 23%
Больше налогов возникает при третьей и каждой последующей продаже жилья в течение одного года. Тогда ставка составляет 23%: 18% НДФЛ и 5% военного сбора.
Так же облагаются налогом второй и последующие продажи нежилых объектов, а также продажа незавершенного строительства или будущего объекта недвижимости.
Для унаследованного имущества действуют более мягкие правила. По словам юриста, даже при третьих продажах в течение года применяется ставка 5% НДФЛ вместо 18%.
От какой суммы считают налог
Ориентироваться только на цену, которую продавец и покупатель записали в договоре, не получится. Налоги считают от указанной там суммы, но она должна быть как минимум на уровне оценочной стоимости недвижимости.
Уплатить налоги нужно до оформления сделки у нотариуса. Квитанция об уплате понадобится для удостоверения договора.
Отдельный нюанс касается подаренной квартиры. Расходами на ее приобретение считаются суммы пошлин и сборов, поэтому существенно снизить налогооблагаемый доход за счет расходов в такой ситуации сложно.
Для людей, живущих за границей, значение имеет еще и налоговое резидентство. По словам Оксентюка, для нерезидента там, где резидент платит 5% НДФЛ, действует ставка 18%. Относительно льгот на первую продажу для нерезидентов существуют разные позиции, поэтому этот момент лучше выяснить до оформления сделки.
Напомним, есть земля или пай? Налоговая уже могла начислить вам налог – что делать
Раньше мы рассказывали, кто может платить меньше налогов с зарплаты: льгота для родителей в 2026 году
Также, налоговая добралась до огородам: за урожай украинцам придется платить