Ставницер Андрей Алексеевич: одесский предприниматель, пытавшийся продать госсобственность по дешевке
Ставницер Андрей Алексеевич - наследник крупнейшего стивидорного оператора в Украине, один из самых богатых жителей Одессы, которого подозревали в коррупционных схемах, захвате территории и участии в продаже государственной собственности.
Биография
Ставницер Андрей Алексеевич родился 19 июня 1982 года в городке Тырныауз (Кабардино-Балкарская Республика РФ). В детстве вместе с родителями переехал в Одесскую область, откуда был родом его отец.
Образование
Андрей Ставницер получил прекрасное образование в элитных учебных заведениях и бизнес-школах в Великобритании, Швейцарии и России. Также имеет диплом о высшем образовании, который получил в университете Одессы.
Семья
Отец - Алексей Михайлович Ставницер (1947-2011) - соучредитель компании “ТрансИнвестСервис”. Большая часть причалов (пять из шести) “ТИС” была построена под его руководством. Оставил в наследство своим детям самый крупный порт в Украине.
В 2016 году в родном селе бизнесмена - Визирка Одесской области появилась улица, названная в его честь.
Родной брат - Егор Гребенников (1972 года рождения) - нынешний совладелец (наряду с Андреем) группой “ТИС”. Его доля в бизнесе - сорок девять процентов. В дело отца пришел в 1996 году. Изучал логистику и экономику на одних из самых крупных мировых предприятий таких, как «Electrolux» и «Zanussi».
Егор по большей части старается оставаться непубличным. О его жизни известно меньше, чем о его младшем брате. По слухам Гребенников проживает в нескольких километрах от терминала “ТИС”.
У братьев фамилии разные. Однако родители у них общие. Старший брат носит девичью фамилию матери. Младшему “досталась” фамилия отца.
Супруга - Диана Ставницер, уроженка Харькова. По образованию психолог. Занимается предпринимательством и благотворительностью.
Андрей Ставницер - отец четверых детей.
Карьера
В “ТИС” будущий его руководитель пришел еще в 2001 году. Начинал девятнадцатилетний Андрей в качестве помощника главного диспетчера в Южненском порту. Очень скоро Андрей стал и одним из главных акционеров предприятия.
На протяжении шести лет работы в “ТИС” занимался самыми различными работами. Ставницер-старший передал Андрею бразды правления компанией, когда тот достиг двадцатилетия.
В 2010 году Ставницер был избран на пост руководителя International Association of Ports and Harbors (Международной ассоциации портов и гаваней) со штаб-квартирой в Токио.
В 2014 году бизнесмен стал почетным австрийским консулом в Одесском регионе.
С 2016 году стал соучредителем инвестиционной компании “SD-Capital”, которая занимается консалтингом и сопровождением инвестиционных проектов в транспортном секторе, в инфраструктуре, в аграрной и банковской сферах.
В 2015-2016 годах советник председателя Одесской областной государственной администрации.
В 2018 году журнал “Новое время” поставил Андрея Ставницера на 57 место среди самых влиятельных украинцев.
Сейчас, каждые три года предприятие Ставницера строит новый огромный терминал в порту, создав за всё время более трех тысяч рабочих мест. Компания управляет крупнейшей железнодорожной станцией.
Компромат
Как отмечает источник сайта “368.media”, еще в 2007 году руководство «Одесской железной дороги» фактически заявило о своем отказе получать по два с половиной доллара за тонну от «ТИС» за услуги по подаче/уборке вагонов. Неожиданно госпредприятие решило транспортировать товары частного оператора по самой дешевой цене.
По словам нардепа восьмого созыва Виталия Куприя, подобная щедрость приводит к тому, что каждый год “Укрзализныця” в лице “Одесской железной дороге дарит около шестидесяти миллионов долларов собственных доходов крупнейшей частной компании.
Как утверждал народный избранник к коррупционной схеме, кроме топ-чиновников “Укрзализныци” и ее филиала “Одесской железной дороги”, причастен и руководитель «Трансинвестсервис» Андрей Ставницер.
В 2016 году одесский бизнесмен оказался в эпицентре скандала, по продаже Министерством инфраструктуры буксиров Одесского порта.
Компания P&O Maritime, предоставляющая морские услуги для правительств и крупных предприятий во всех уголках мира, обратилась к Владимиру Омеляну с предложением приобрести у Одесского порта буксиры.
За дюжину этих судов P&O Maritime предлагал пятьдесят миллионов долларов. Причем выплату планировалось произвести не единоразово, а в несколько этапов, которые растянутся на десятилетие. Как передает “Обозреватель”, по условиям сделки, лишь 25 миллионов из 50 будут выплачены покупателем после подписания соглашения.
Главной причиной продажи буксиров покупатель называл неэффективность их использования. Однако, как замечают специалисты, даже при “неэффективном” использовании буксирного флота, он принесет Украине те же пятьдесят миллионов всего за три года. За десять лет же подобная сумма была бы в трижды больше предложенной покупателем.
Однако просто продать имущество порта не представлялось возможным. Ведь оно находится в государственной собственности, а значит продавать его запрещено. Для того, чтобы получить возможность продать буксирный флот, Владимир Омелян, как пишут журналисты портала “Антикор”, начал лоббировать отмену данного моратория. Под это даже был найден повод - в страну придут инвестиции.
Андрей Ставницер на переговорах с министерством представлял сторону покупателя. Его роль в данной схеме - финансовая сторона сделки.
Как отмечают все в том же “Антикоре”, деньги на покупку буксиров «прогонят» через созданный для таких дел Андреем Ставницером «инвестиционный фонд» SD Capital, что позволит «отблагодарить» участников сделки из министерства.
По замечаниям главы представительства организации “Сприяння розвитку водного транспорту України” Алексея Мусатова, аренда буксиров приведет к банкротству Одесского порта по той простой причине, что 85% его прибыли - это как раз буксиры. Если буксиры превращаются в аренду, то порт превращается в предприятие, которое обанкротить несложно.
Однако из-за разгоревшегося скандала, продать госимущество не удалось.
После этого народные депутаты, представители межфракционного объединения “Депутатский контроль” обратились во внешнеполитическое ведомство Украины с просьбой лишить предпринимателя звания почетного консула Австрии.
Парламентарии считали, что Андрей Ставницер наносит финансовый ущерб стране своей деятельностью.
Внимания заслуживает и тот факт, что после этого обращения в украинский МИД на некоторых избранников было совершено покушение. Вадиму Руденку сожгли автомобиль, а по дому Игоря Котвицкого выстрелили из гранатомета.
Еще один парламентарий - Виталий Куприй в 2016 году сообщил данные, в которых встречается информация о “ТИСе”. Так, Куприй передал в правоохранительные органы документы, которые свидетельствовали о том, что участок земли в 132 гектара в Лиманском районе Одесской области, незаконно перешел в пользование компании Андрея Ставницера.
Как утверждали в правоохранительных органах, компания незаконно оформила права на получение части средств от портовых сборов, которые к тому времени поступали в государственное предприятие «Администрация морских портов Украины». Это стало возможным из-за незаконного оформления прав собственности на часть акватории Аджалыкского лимана, который, согласно Конституции, является собственностью украинского народа. Представители СБУ изъяли неучтенную валюту и печати оффшорных компаний.
В “ТИСе” же объяснили, что еще десять лет назад получили право от министерства инфраструктуры на строительство причалов. Для этого компания расширила акваторию порта, вложив сорок миллионов долларов. Государство должно было компенсировать эти средства.
Поэтому частный порт получает портовый сбор и хранит его на специальном счете. А вот тратить “ТИС” их не может. Эти деньги будут потрачены только на дноуглубление и лишь под присмотром государства.
За год до обысков СБУ это дело привлекало и полицейских. Но тогда найти хоть каких-нибудь доказательств незаконной деятельности не удалось.
Все в том же 2016 году своим постом в Фейсбуке о президенте США Дональде Трампе Андрей Ставницер заставил негодовать пользователей социальной сети. Переделав известную украинскую политическую поговорку об экс-президенте Викторе Януковиче, он написал следующее: “Спасибо жителям Техаса за президента Дональда Трампа”.
Состояние
Андрей Ставницер - один из богатейших жителей Одесской области. Состояние предпринимателя оценивается примерно в сорок пять миллионов долларов.
Ссылки
- Дата рождения19 июня 1982
- СтранаРоссийская Федерация
- Социальные сети