Арон Майберг: совладелец авиалиний МАУ, компанию которого обвиняют в монополизме
Арон Майберг является главой наблюдательного совета, а также акционером авиакомпании МАУ, которую часто обвиняют в монополизме на украинском авиарынке. На пару с влиятельным бизнесменом Игорем Коломойским, долю которого в МАУ не разглашают, Майберг лоббирует интересы украинских авиаперевозчиков, и своей компании в частности, блокируя возможность интеграции с ЕС и прихода в Украину зарубежных лоукост-перевозчиков.
Биография
Майберг Арон Сергеевич родился 13 июля 1956 года в Тюмени. В нынешнее время является совладельцем авиакомпании "Международные Авиалинии Украины" (МАУ), а также возглавляет наблюдательный совет предприятия.
Семья
Арон Майберг женат. Воспитал троих детей. Одна из его дочерей живет в Лондоне и выпускает одежду собственного бренда.
Образование
Бизнесмен учился в Хмельницком технологическом институте на инженера-механика.
Карьера
После окончания вуза Майберг около 4 лет работал преподавателем технической механики в одном из черновецких техникумов. Затем устроился мастером на автосервис. Через несколько лет его поставили главным инженером предприятия.
В 1990 году Арон Майберг уехал в Израиль и получил там гражданство.
Говорит, кроме того, что в стране живет много родственников, на решение уехать из Украины повлиял всплеск алопеции - болезни патологического выпадения волос. Неизвестно по какой причине в Черновцах начали лысеть дети. Предполагали, что болезнь возникла из-за того, что в выхлопных газах автомобилей был повышен уровень углерода.
По словам Арона, его тогда вызвали на какое-то собрание, обвиняли в неправильной подготовке машин к техосмотру. В ответ на это Майберг обратил внимание, что в Украине все автомобили обслуживаются одинаково, при этом в других областях подобной проблемы не возникло.
На то время дочери Арона было всего 2 года. Испугавшись за нее, он забрал семью и уехал из Украины.
В Израиле сначала занимался производством пончиков, а затем перешел к более серьезному бизнесу - авиационному.
Так, в начале 1990-х годов Майберг помогал гражданам СССР получить пмж в Израиле. Ввиду этого ему было выгодно запустить прямые коммерческие рейсы "на святую землю". Он пришел с предложением к гендиректору Украинского объединения гражданской авиации, и уже в августе 1992 года состоялся первый рейс Киев - Тель-Авив.
В 1994 году Майберга взяли на должность гендиректора авиакомпании "Аэросвит", где он проработал 15 лет, а также был одним из ее акционеров. С 2008 по 2009 год возглавлял Наблюдательный совета компании.
Под конец 2009 года бизнесмен продал свои акции в компании "Аэросвит", а спустя 2 года возглавил наблюдательный совет в авиакомпании МАУ.
Слухи и компромат
Банкротство "АэроСвита" и монополизм МАУ
Еще в 2012 году Игорь Коломойский контролировал печально известный "Аэросвит", а его основной конкурент МАУ находился под руководством Арона Майберга, Бориса Колесникова и брата Михаила Табачника.
Естественно, ни Майберг, ни украинские чиновники не были заинтересованы в том, чтобы в Украину зашли зарубежные авиакомпании, конкуренции которых могли бы не выдержать компании олигархов, которые пока что делили между собой лучшие рейсы и диктовали свои цены.
Спустя какое-то время Игорь Коломойский выкупил МАУ и занялся банкротством "АэроСвита". На момент объявления о банкротстве задолженность компании составляла около 4,3 миллиарда гривен.
Самым крупным кредитором перевозчика была "Укртатнафта", совладельцем которой являлся Игорь Коломойский. Еще одним кредитором "АэроСвита" был ПриватБанк того же Коломойского, сумма долгов которому не разглашается.
Получается, что одна компания олигарха задолжала более миллиард гривен другим его компаниям, после чего Беня начал процесс банкротства. В результате проделанной схемы на украинском рынке стала доминировать одна авиакомпания, предоставляя билеты по выгодным ей тарифам.
В 2009 году долги авиаперевозчика выросли в несколько раз, составляя 753 миллиона гривен. По мнению профсоюзного лидера Рачительного и двух бывших управленцев "АэроСвита", огромная задолженность возникла в результате завышенных расценок на лизинг самолетов, а также дорогой стоимости услуг сервисных фирм. Рачительный имеет основание предполагать, что большинство самолетов в парке авиакомпании предоставляли лизинговые предприятия, подконтрольные Коломойскому.
Напомним, что в 2015 году Арон Майберг публично подтвердил, что Игорь Коломойский является одним из главных акционеров авиакомпании МАУ.
Интересно, что имея столь большие финансовые проблемы, "АэроСвит" продолжал открывать новые международные рейсы. В первый же год после прихода в компанию Коломойского (с 2009 по 2010 год) количество международных маршрутов возросло почти в три раза. Кроме того, в кризисные годы парк "АэроСвита" почти вдвое пополнился новыми самолетами Boeing.
Многие украинцы уже давно ждут подписания соглашения о совместном авиационном пространстве. Это соглашение могло бы привести в страну европейские лоукост-авиакомпании, в результате чего стоимость авиабилетов для украинцев существенно снизилась бы.
Однако совладелец МАУ и глава набсовета украинской авиакомпании Арон Майберг так не считает. Он убежден, что даже после подписания соглашения об "открытом небе" для украинцев все останется по-прежнему, зато отечественные перевозчики будут иметь серьезные проблемы.
Как говорят участники авиационного рынка, МАУ стоит против подписания данного соглашения из-за высокой конкуренции, однако связи второго совладельца компании - олигарха Игоря Коломойского - помогают удерживать Госавиаслужбу от подписания договора.
Арон Майберг говорит, что все это чьи-то домыслы, и что он чуть ли не первый, кто желает интеграции в ЕС.
Хотя МАУ и перенимает бизнес-стратегии лоукост-авиакомпаний, но не позиционирует себя как дешевого перевозчика. По мнению предпринимателя, стать low cost в Украине МАУ не сможет из-за невысокой рентабельности бизнеса, а также менталитета нашего народа.
Как МАУ по "блату" получили рейсы "АэроСвита"
Когда была запущена процедура банкротства "АэроСвита" (декабрь 2012 года) многие авиаперевозчики (такие, как "Эйр Оникс", "Визз Эйр" и "ЮТэйр") пытались получить маршруты данной авиакомпании. Однако, хотя и они подали необходимые заявления в Госавиаслужбу, авиационное ведомство попросту их игнорировало, никак не объясняя длительность рассмотрения заявок.
При этом, авиакомпания МАУ Коломойского, включившись в борьбу за рейсы, сразу же получила более 80% маршрутов. Интересно, что комиссия Госавиаслужбы уже на следующий рабочий день после получения письма от МАУ собрала заседание и утвердила решение.
На первый взгляд, ничего противозаконного в этом нет. Но если учесть все факты, то становится ясно, что кто-то в госоргане явно действует в интересах авиакомпании Коломойского. И вот почему:
1. Во-первых, за последние несколько лет не было ни одного случая, когда бы Госавиаслужба настолько оперативно приняла решение.
2. Во-вторых, на заседании комиссия почему-то не рассматривала заявки других украинских авиаперевозчиков, которые уже давно подавали заявки, но так и не получили ответ.
3. В третьих, авиакомпания, которая претендует на новые рейсы, должна показать комиссии план по их реализации. С теми направлениями и частотами, которые МАУ получила от "АэроСвита", количество ее рейсов удвоилось. При этом, на момент утверждения у компании было недостаточного сотрудников и самолетов.
4. Ну и наконец, комиссия назначила получение авиаперевозчиком МАУ частот "АэроСвита" с момента, когда обанкротившаяся компания полностью прекратит свою деятельность.
Получается, что МАУ "застолбила" рейсы наперед, хотя это противозаконно.
Чтобы не портить ни с кем отношения, вице-президент авиакомпании Wizz Air Джон Стивенсон удержался от комментариев по поводу этой ситуации, отметив лишь, что украинский департамент "Визз Эйр" подал заявки на получение 18 направлений "АэроСвита", но они даже не рассматривались комиссией.
Представители Госавиаслужбы никак не объясняют свое решение, игнорируя запросы журналистов.
Вмешательство Саакашвили
Компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) Арона Майберга и Игоря Коломойского не раз обвинялась в установлении монополизма на украинском авиарынке, а также в необъяснимой лояльности к ней Госавиаслужбы, которую возглавляет Денис Антонюк. Примечательно, что Антонюк в ранние годы своей трудовой деятельности сделал карьеру именно в МАУ.
Главу авиационного ведомства обвиняли в том, что он всячески лоббирует интересы МАУ: отдал в эксплуатацию большинство международных авиамаршрутов "АэроСвита", мешает новым перевозчикам получать желанные маршруты и т.д.
И хотя по многим вопросам вроде бы нашли компромиссное решение, один все же привел к очередному конфликту.
Речь шла о рейсе Одесса – Стамбул, на который претендовала как МАУ, так и компания "Атласджет Украина". В эту борьбу включился экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, который раскритиковал МАУ за монополизм, частые поломки самолетов и высокую стоимость билетов.
В ответ на это совладелец компании Арон Майберг опроверг эти обвинения. По его словам, тарифы МАУ дешевле, чем у тех же Ryanair и EasyJet. Также он прокомментировал упрек в плохих самолетах, указав, что средний возраст авиасуден МАУ – 11 лет, в то время, как у тех же "Атласджет Украина" и других перевозчиков - 24 года. Что же касается монополии в отношении маршрута Одесса – Стамбул, Майберг отметил, что по данному направлению летает еще две компании (Turkish Airlines и Onur Air), причем в два раза чаще, чем МАУ.
Кроме этого, Арон Майберг обвинил Саакашвили в том, что тот с помощью Госавиаслужбы пытается решить политические вопросы. Он рассказал, что незадолго до того, как губернатор Одесской области попал в комиссию авиационного ведомства, он пообещал владельцам "Атласджет Украина" маршрут Одесса - Стамбул взамен на многомиллиардные инвестиции в Одессу.
Предложение о сделке
В том же месяце Арон Майберг выложил на своей странице в Фейсбуке обращение к Михаилу Саакашвили, в котором открыто предлагал сделку в сфере авиаперелетов.
Совладелец МАУ предложил губернатору Одесской области более дешевые авиабилеты, если он будет летать за бюджетные деньги. Если же чиновник будет летать за свои, то компания не будет делать для него скидок, так как он "высокооплачиваемый человек" - отметил Майберг.
Взамен за более дешевые авиабилеты для чиновников руководитель МАУ просил у Саакашвили лоббирование закона "Купуй українське", суть которого заключается в том, что если кто-то будет лететь за бюджетные деньги, то должен пользоваться услугами украинских авиаперевозчиков.
А что плохого с "Мивиной"?
Когда журналисты спросили Арона Майберга о дешевой лапше быстрого приготовления, которая предлагается пассажирам МАУ аж за 4 доллара, он с недоумением ответил: "А что плохого с "Мивиной"?"
В то же время бизнесмен признался, что не очень то знает "этот продукт", так как ему его не подают.
Потом добавил, что ответственный за сервис и логистику уверяет, что ассортимент еды в МАУ не хуже, чем в "Визз эйр Украина". К тому же, не МАУ делает эту еду - оправдывается совладелец авиакомпании.
Состояние и источники доходов
О своих доходах Арон Майберг не распространяется. В нынешнее время он является совладельцем авиалиний МАУ, а также занимает пост главы наблюдательного совета компании.
- Дата рождения13 июля 1956
- СтранаИзраиль
- Социальные сети