MY.UAРейтинги

Далай-лама XIV: духовный лидер тибетских буддистов и экс-глава тибетского правительства в изгнании 

Далай-лама XIV — в 1989 году удостоился Нобелевской премии мира за ненасильственную борьбу за освобождение Тибета

Биография

Далай-лама XIV (имя при рождении Лхамо Тхондуп), Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гьяцо или Тензин Гьяцо родился 6 июля 1935 года в деревне Такцер, в тибетском регионе Амдо. Ныне это территория Китая (провинция Цинхай).

Образование

Тензин Гьяцо получил традиционное тибетское буддийское образование. Оно началось еще в раннем возрасте после признания Тензина Гьяцо реинкарнацией 13-го Далай-ламы в 1937 году.

Его обучение началось в 1939 году, когда Далай-лама 14-й был официально признан и перевезен в Лхасу. В возрасте четырех лет он начал изучение основ буддийской философии, тибетского языка, каллиграфии и религиозных текстов под руководством выдающихся учителей. 

Его образование включало глубокое изучение текстов 17 пандитов Наланды, которые составляют основу тибетского буддизма. В возрасте 11 лет он встретил австрийского альпиниста Генриха Харрера, который стал его наставником в изучении западной культуры и мировых событий, что дополнило его традиционное образование.

В возрасте 23 лет Тензин Гьяцо сдал финальные экзамены в храме Джокханг в Лхасе во время ежегодного фестиваля Монлам. Он успешно прошел испытания и получил степень Лхарампа, высшую степень геше.

Это эквивалент докторской степени в буддийской философии, что стало кульминацией формального религиозного образования. Хотя Далай-лама продолжал углублять свои знания в области буддизма, науки и межрелигиозного диалога на протяжении всей жизни.

Особое место в его образовании занимало изучение наук. С детства Далай-лама проявлял интерес к механическим устройствам, таким как часы, телескопы и автомобили, что позже переросло в страсть к изучению науки. 

В 1973 году во время поездки на Запад он встречался с известными учеными, такими как Карл Поппер и Давид Бом. В 1987 году Далай-лама стал сооснователем Института разума и жизни, который проводит регулярные диалоги с учеными по вопросам сознания, нейропластичности и квантовой физики.

Семья

Тензин Гьяцо появился на свет в крестьянской семье, занимавшейся земледелием и торговлей лошадьми. Его семья проживала в небольшой деревне Такцер на границе тибетского региона Амдо. Он был одним из семи выживших детей в семье. 

Его старшая сестра, Церинг Долма была на 16 лет старше. Она сыграла важную роль в жизни будущего духовного лидера тибетских буддистов, помогая матери во время его рождения и позже основав организацию «Тибетские детские деревни» в изгнании. 

Его старший брат, Тхуптен Джигме Норбу, был признан в возрасте трех лет реинкарнацией Такцер Ринпоче, высокопоставленного ламы. Еще один брат, Тендзин Чогьял, был признан 16-м Нгари Ринпоче. А еще одна сестра Джетсун Пема также посвятила большую часть своей жизни проекту «Тибетские детские деревни». 

Семья Далай-ламы, несмотря на скромное происхождение, после его признания реинкарнацией получила высокий статус в тибетском обществе, включая земельные владения и привилегии. Семья сопровождала его в изгнании в Индию, где продолжила поддерживать его миссию.

Карьера

Тензин Гьяцо был признан 14-м Далай-ламой в 1937 году, а в 1939 году официально утвержден в этом статусе. Его интронизация состоялась 22 февраля 1940 года в Лхасе. 

В возрасте 15 лет он был наделен полными политическими полномочиями как глава Тибета. Все это происходило в условиях нарастающего кризиса, связанного с вторжением китайских сил. Правление Далай-ламы в Тибете продолжалось до 1959 года. После подавления китайскими войсками Тибетского восстания он был вынужден бежать в Индию.

С этого момента началась его деятельность в изгнании. Далай-лама основал тибетское правительство в изгнании в Муссури, а затем в Дхарамсале, известной как «Маленькая Лхаса».

В изгнании Далай-лама стал не только духовным лидером, но и международным адвокатом тибетской культуры, религии и прав человека. В 1963 году он разработал демократическую конституцию для тибетцев в изгнании, основанную на Всеобщей декларации прав человека. 

Далай-лама учредил Тибетский институт исполнительских искусств (1959), Центральный институт высших тибетских исследований (1967) и Библиотеку тибетских трудов и архивов (1970), которые стали центрами сохранения тибетской культуры.

В 2011 году он ушел с поста политического лидера Центральной тибетской администрации, передав полномочия демократически избранному правительству, сосредоточившись на духовной деятельности.

С начала 1970-х годов Далай-лама продвигает подход «Срединного пути», призывая к диалогу с Китаем для достижения подлинной автономии Тибета в рамках КНР, вместо полной независимости. 

Этот подход получил поддержку тибетского народа и стал основой политики Центральной тибетской администрации. Его международная деятельность включала многочисленные поездки по миру. В 2018 году из-за возраста он ограничил путешествия одной Индией. 

Далай-лама выступал с лекциями по буддизму, проводил инициации Калачакры, участвовал в межрелигиозных диалогах и научных конференциях. Его встречи с мировыми лидерами, включая Папу Римского, архиепископа Кентерберийского и других религиозных деятелей, способствовали укреплению межрелигиозного диалога.

Далай-лама получил Нобелевскую премию мира в 1989 году за ненасильственную борьбу за освобождение Тибета и усилия по мирному урегулированию конфликта. В 2012 году он был удостоен Темплтоновской премии, а в 2007 году — Золотой медали Конгресса США. 

Его вклад в глобальный мир и объединение буддийских сообществ был признан в 2025 году на 12-й Генеральной ассамблее Азиатской буддийской конференции за мир, где он получил титул «Всемирный верховный лидер буддийского мира».

Скандалы

Несмотря на всемирное признание Далай-ламы как символа мира и ненасилия, его деятельность и публичные высказывания неоднократно становились объектом критики, особенно со стороны китайского правительства. 

Власти Пекина называют его «сепаратистом» и «предателем», обвиняя в попытках подорвать суверенитет КНР над Тибетом. Эти обвинения основаны на его ранних призывах к независимости Тибета (1961–1974), хотя с 1970-х годов он перешел к политике «Срединного пути», выступая за автономию.

Одним из наиболее скандальных эпизодов стал инцидент в феврале 2023 года в Дхарамсале. Далай-лама во время встречи с индийским школьником поцеловал его в губы и попросил «пососать язык». 

Этот эпизод спровоцировал обвинения в «неподобающем поведении» и даже «жестоком обращении с детьми» со стороны некоторых СМИ и правозащитных групп.

Офис Далай-ламы извинился. Там заявили, что это была «невинная и игривая» шутка. Некоторые тибетские лидеры и ученые, включая тибетолога Дэвида Джермано, объяснили инцидент культурным недопониманием, связанным с тибетской традицией высовывания языка как жеста уважения. Тем не менее, критики указали на отсутствие традиции «сосания языка».

Другой спорный момент связан с его позицией по культу Дордже Шугдена, который он публично осудил в 1975 году. Это привело к расколу в тибетской буддийской общине и созданию Новой традиции Кадампы.

Последователи Шугдена обвиняли Далай-ламу в дискриминации, утверждая, что их ограничивали в доступе к работе и услугам в тибетских общинах в изгнании. Его сторонники отрицали систематическую дискриминацию, а сам Далай-лама утверждал, что его позиция направлена на сохранение единства тибетского буддизма.

Также Далай-лама подвергался критике за связи с ЦРУ в 1960-х годах. Тогда его администрация получала финансирование в размере 1,7 миллиона долларов в год в рамках программы поддержки тибетского сопротивления. Сам Далай-лама позже раскритиковал эту программу. Он заявлял, что программа была направлена на служение американским интересам в холодной войне, а не на поддержку Тибета, и привела к тысячам смертей.

Его высказывания о женщинах также приводили к скандалам. В 2015 и 2019 годах он шутил, что женщина-преемник Далай-ламы должна быть «привлекательной». Это вызвало обвинения в сексизме, несмотря на его заявления о поддержке гендерного равенства.